05.01.2020 - Поездка в Рускеалу

Продолжаем говорить о железнодорожных экскурсиях. Если в этом году были на экскурсии, которая была от и до организована турфирмой, то год назад организацией поездки в основном занимались сами.

Все началось с сообщения о том, что РЖД на новогодние праздники запускает прямой поезд из Москвы прямо в Рускеалу (в другое время надо с пересадкой ехать), а из Сортавалы в Рускеалу поедем под паровозом. Не долго думая, приобретаем билеты.

Сажусь разрабатывать план поездки, который в итоге вылился вот во что:

Вечером 4 января загружаемся в вагон. Это прицепное купе к поезду Москва-Петрозаводск. Вместе с этим поездом в 6:30 доезжаем до Сортавалы. Тут наш вагон отцепляют, а нас отпускают погулять до 10:40, когда прибудет паровоз, и мы отправимся дальше.

Примерный план прогулки по Сортавале

Немного прошли по станции, тут несколько паровозов стоят.




А это уже паровоз-памятник.


Кстати, в отличие от паровоза с Белорусского вокзала, этот не кранами устанавливали, а закатывали по временным путям. Тут можно посмотреть как это было — https://vk.com/wall-27150458_972

Далее по темной улице мимо заброшенного военного госпиталя идем к горе Кухавуори и парку Ваккосалми на ней. Жутковато.

Забегая вперед скажу, что парк — место, которое мне больше всего понравилось в Сортавале. Он разбит на горе, между заливом Вакколахти, озером Айранне и речкой Вакко, соединяющей озеро и залив. Создан еще в 1874 году, когда город был финским.

Парк этот «дикий». На вершину горы ведут несколько дорожек и лестница, которой уже почти 100 лет, есть смотровая площадка. Вот и все, больше ничего на горе нет, можно наслаждаться природой, соснами и елями на склоне, лазить по скальным выходам, любоваться видами.

Находим тропинку и поднимаемся наверх. Темно и скользко. Добрались до старой водонапорной башни. Подробнее о ней тут.

Дальше увидели подъемник. Не понятно рабочий или нет. Добрались до смотровой площадки. К сожалению, ранним январским утром никаких видов не было видно. Но их можно посмотреть туттут

От смотровой вниз идем уже по лестнице. И снова очень скользко! Держимся из всех сил. У подножия горы уже больше «цивилизации» — насыпаны дорожки, есть освещение. Сходили к берегу озера и трамплину. Потом по тропинке вышли к Певческому полю (о нем в ссылках выше). За полем, если постараться, можно разглядеть скалу.


Елочка с экологичными игрушками из отходов.

Парк позади, направляемся к исторической части города. Объекты, заслуживающие внимания, отмечены на карте. Можно включать слой с Викимапией и читать о каждом. Ну или вот — моя подборка описаний достопримечательностей для прогулки.

Опять же, надо делать поправку на то, что было темно. Лучше гулять при свете дня. Но и так было очень интересно. Здорово, что сохранились эти старые здания.

Особенно хочется отметить деревянное здание ратуши, построенное в конце 19 века! Оно сейчас, конечно, выглядит потрепанным, но все еще стоит! А чтобы и дальше стояло, фонд «Внимание» делал сбор на ремонт кровли. На странице сбора можно и об истории здания почитать, и фото посмотреть.


Погуляв по городу, пошли на набережную. Это один из заливов Ладоги. Такой там ветрище! Сразу почувствовали, что мы на севере (хотя конкретно в наш приезд была теплая погода, нехарактерная для этих мест)!

Вид на залив и Карельский мост. О нем тоже советую почитать в файле, ссылку на который выше дала.


Прогулялись по набережной до молодежного центра «Сердоболь» и камня желаний. Было очень холодно из-за ветра, а все лавки и музей, конечно, еще закрыты. Немного погрелись в молодежном центре и пошли вверх по ул. Ленина. Там я присмотрела рыбный магазинчик. Купили там немного местной рыбки на пробу. Ммм.. жирненькая теша форели, ломтик черного хлеба и горячий чай из термоса — то, что надо после прогулки на свежем воздухе!


Подкрепившись, выдвигаемся к станции. Уже начинает светлеть (восход тут в 10:13).

На станции жизнь кипит. Паровоз уже пришел, наш вагон подцепили сразу за тендером, а после него уже стилизованные синие вагончики Рускеальского экспресса, что подпортило общий вид.


Еще на фото можно рассмотреть семафор и трубу с помощью которой заполняют тендер водой.


А вот запасы угля


И другие фоточки со станцией и паровозами.










Красавец Лебедь

Вскоре из Питера приехала Ласточка, пассажиры пересели в Рускеальский экспресс, и мы тронулись. Я первый раз ехала куда-то на паровозе! Так здорово! А за окном белый дым клубится (мы же в первом вагоне едем). А еще гудок гудит. И случайные (а может и нет) прохожие на улице снимают нас на телефон или просто провожают взглядом.

Кстати, теперь могу сравнить Л-ку и П36. Кажется, что второй более плавно идет. Но тут может много факторов влиять, например, ровность покрытия или настроение машиниста…

Время пролетело незаметно, перед прибытием к нам пришли проводники и предложили купить сувениры и входные билеты в парк. К сожалению, билеты на экскурсию у них купить было нельзя, поэтому пришлось их покупать уже в парке, но об этом позже.

И вот мы приехали в горный парк «Рускеала»


Примерный план прогулки по парку

В интернете я прочитала несколько постов о парке, больше всего вдохновил этот. Кстати, вот еще парочка свежих - раздва. Ну и сам сайт парка, там тоже полезная информация есть — https://ruskeala.ru/

Не знаю как сейчас, но в прошлые новогодние праздники заранее записаться на экскурсию было нельзя, только в составе организованной группы. Ну ладно, по поверхности мы и так погуляем, а вот на экскурсию «Подземная Рускеала» очень хотелось попасть. Билеты для сборных групп продавались только день в день. Поэтому, выйдя из поезда, спешим на другой конец парка к административным зданиям. Кассы там…закрыты! Походили туда-сюда и пошли непосредственно к штольням. Там при входе стоит терминал, где можно купить билеты. Время сейчас около 12. Удалось взять билеты только на 14:30. Там еще такая дурацкая программа для покупки — ячейки с разным временем, но не понятно есть ли места на это время. Приходится все подряд тыкать пока не найдешь свободное. Уф, билеты у нас, можно выдохнуть и начинать прогулку по парку.

Первым делом фото у «паравозика» у администрации.


Вторым — изучили местные туалеты. Мы удачно туда зашли. Сразу после приехало несколько больших автобусов с туристами, и образовалась очередь.

Теперь обходим большой карьер.


Народ катается на троллее.

На восток от карьера есть «Белая» гора, где мы взяли на память по кусочку мрамора. Там же на площадке стоит пара избушек с сувенирами (можно погреться).

На северном конце карьера — шахта №2. Тут можно заглянуть в нее сверху.

А потом пройти снизу.

Еще севернее находится бывший Мраморно-известковый завод. В планах перенести жд станцию сюда, сделать разворотный круг для поездов. Надеюсь, что печи для обжига извести сохранят.


Вообще мрамор добывали тут с середины 18 века для украшения разных зданий в Санкт-Петербурге. Тогда еще никаких поездов не было. Зимой блоки везли на санях до Сортавалы, а весной везли по Ладоге и Неве в Санкт-Петербург. Вот такая небыстрая доставка.

В более позднее время стали делать известь, построили этот завод. Но в 90х завод закрылся, и с тех пор постепенно разрушается.


А это здание на викимапии называется «мастерская», но мы подумали, что это старое здание станции.




Возвращаемся к оборудованной территории парка и идем к Итальянскому карьеру. Тут идеально ровные стенки! не иначе как лазерами вырезали блоки!




Пытаюсь забраться наверх.

Гуляем дальше, уже в сторону входа в штольни. Вообще если внимательно смотреть по сторонам, то понимаешь, что не просто идешь по тропинке среди елок и сосен. А идешь по территории карьера. Камни валяются везде. И маленькие, и большие. И они явно не естественным путем там оказались, а с помощью человека. Они какие-то слишком угловатые (кое-где даже кубы из мрамора попадаются), а еще видно следы от просверленных отверстий, по которым потом откалывался камень.

У штолен стоят вагонетки, на которых вывозили камень. 


Нам выдали спасжилеты и каски.


А в штольнях как-то так. Даже летучие мыши живут.



Прогуливаемся по подземному озеру.




Посередине — провал. Снова можно посмотреть снизу вверх и сверху вниз.



Тем временем уже начинает темнеть (вот такой короткий день на севере), и включается подсветка.



Хвоя на деревьях тоже окрашивается в разные цвета.


Противоположная сторона карьера более пологая, поэтому её постепенно захватывают деревья.


Мы тем временем завершаем нашу прогулку, и возвращаемся к поезду. Ночная платформа с подсветкой — как из сказки.



В Сортавале у нас есть чуть меньше двух часов. Снова не везет — теперь уже все закрылось. Но успеваем сбегать до рыбного магазинчика, закупиться рыбкой в качестве сувениров. А я еще пробую там финскую уху — суп лохиккейто.

Ну и в супермаркете купили местную молочку. Больше никаких вкусных сувениров найти не удалось.

Кстати, о сувенирах. Лучший (и бесплатный) сувенир, конечно, кусочек мрамора, который можно подобрать гуляя по парку. Также у главного входа в парк есть несколько магазинов с сувенирами. Там кроме обычных сувениров есть много фигурок и магнитиков из мрамора.

На обратной дороге у меня еще была мысль прогуляться по Выборгу во время 40-минутной стоянки, но после такого насыщенного дня на свежем воздухе сил уже не осталось, так что мы всю обратную дорогу сладко проспали под стук колес.

Кстати, судя по сайту РЖД сейчас такой поезд (160В — 922Ч), как был у нас ходит на постоянной основе, так что можно сгонять туда на выходных)

Все фото из этой поездки можно посмотреть в альбоме.


Комментарии