07-09.05.2022 - Воронеж

Эта весна не радует нас теплой погодой… Поэтому было очень кстати выбраться на несколько дней на юг. 

Если на отпуск в июне план был придуман еще в январе, то насчет майских были долгие размышления. Сначала я нацелилась на Тамбов, но туда так ходят поезда, что удобно ехать на четное число дней, а нам надо было на 3 дня. В итоге нарисовала трек вокруг Воронежа. 

В Воронеже мы бывали не раз. И финишировали, и стартовали, и проезжали через него. Но все-таки оставалось еще много белых пятен, часть которых мы постарались закрыть в этот раз.

Вообще, каждый поход у нас уже традиционно начинается с каких-то проблем. А в этот раз проблемы начались до старта. Сначала поездка в принципе была под вопросом, а непосредственно в день отъезда была еще и ненулевая вероятность, что Леша не успеет на свою электричку. Я уже даже начала искать билеты на следующие поезда, но в итоге все обошлось. На вокзале были вовремя, упаковались, загрузились в поезд. Увидели еще нескольких велосипедистов.

Места у нас были в последнем купе. Туалет издавал ужасные звуки при смыве, но, как ни странно, не помешал спать.


День 1. Придача - Нагорная дубрава - Рамонь - Воронежский заказник (ст. Графская)

Утром за окном было ясно и солнечно. Проехали мимо ст.Графской, постояли на Отрожке и, проехав по туннелю под ВПП, прибыли на Придачу. На улице тепло, красота! Перебрались на первую платформу и по ул. Циолковского спустились к Воронежскому водохранилищу. По ВОГРЭСовскому мосту перебрались на другой берег и поехали по набережной на север.


На Адмиралтейской площади и у Гото Предестинация не останавливались - изучение истории Воронежского флота решила отложить до следующего раза. Издалека посмотрели на двухъярусный Северный мост и перед ним свернули к центральному парку. О, вот и горочки начались!

Заехали в район СХИ - посмотрели Профессорский корпус, Главный корпус ВСХИ и здание лестеха. Во дворе Профессорского корпуса очень уютно, а Главный корпус впечатляет - прямо-таки царский дворец! Здание лестеха сейчас на ремонте, но мы все-равно оценили его массивные колонны.

Въезжаем в нагорную дубраву. На просеке ЛЭП нам начинают встречаться бегуны с номерами - какие-то соревнования что ли? А на том проезде, где я нарисовала трек, у них, похоже, место старта. Помыкались мы туда, обратно, и решили ехать по соседей тропинке, чтобы не мешать. Правда тропинка оказалась какой-то подзаброшенной, так что пришлось потаскать велы через бревна. В итоге выкатились на дорогу у остановки “Санаторий им. Горького”. Тут же и ворота санатория, но слева есть объезд. Через дырку в заборе въезжаем на территорию санатория и возвращаемся на трек. По дороге слушаем песни 80-90-х в необычной обработке - живая музыка для отдыхающих в санатории. На выходе с пляжа нам встречается очередное препятствие - вертушка, которую, похоже, никак не объехать. Пришлось снимать велоштаны и перебрасывать велы и вещи по частям. 

Потом стали подниматься на Лысую гору. Потом уже на ОСМ увидела, что это даунхилл трасса, но мы карабкались по ней вверх. Полное ощущение, что снова оказались на Кавказе. И виды тоже похожи. Тут же снова встретили спортсменов. Оказывается, это у них соревнования по ориентированию. Навстречу нам пробежали несколько человек с картами и компасами.

Приехали к “Коням” и прокатились кружочек по памп-треку. По грунтовой дорожке выехали к щебенке к поселку Рыбачий. Поняли, что надо сюда возвращаться налегке, чтобы по всем трейлам проехать.


Дальше наш путь лежал по тропе вдоль берега. Периодически нам встречались столбики с надписью “большая Воронежская тропа”. Это экологический маршрут вокруг Воронежского водохранилища (https://voronezhtrail.ru/). Вот все у них на сайте замечательно - и подробные описания достопримечательностей, и картинки со схемой маршрута, но треков нет или я не нашла.



С грузом ехать тут было кое-где тяжело, где-то приходилось закатывать вел в горку. Но вообще было приятно ехать по этой лесной тропе на склоне горы. Остановились у старого дуба. Хотели тут перекусить, но было слишком людно. Кто-то даже впитывал в себя энергию (или мудрость?) старого дерева.



Так что проехали еще немного вперед. Уютно устроились на берегу. Солнце так заманчиво подсвечивало воду, видно было песочек. Так и хотелось окунуться! Но я не решилась, а вот Леша попробовал водичку. Еще прохладная.

Посидели еще немного, полюбовались видом и поехали дальше.


На Белой горе снова посмотрели на красивые виды, а после проезда через водозабор свернули в лес.


Тут явно меньше людей ходят, мы даже иногда сомневались, что едем правильно. Но тропа была размечена, столбики стояли. 



Приехали к переходу через “Дон”. Это большая ребристая труба, можно ехать в полный рост.



За переходом песчаный подъем, ещё немного дубравы, после которой въезжаем в Чертовицы.


Второстепенными улочками выезжаем к магазинам. Решаем, что пора скушать по мороженке. Лёша уходит в магазин и через какое-то время возвращается с кучей всего - три мороженых, газировка, заварные пирожные с кремом и копчёная рыбка! Все по очереди попробовали, вкуснотища! Лёша подначивал меня закупить я ещё чем-нибудь, но я не поддалась. 

Дальше снова лес. Но "горный" рельеф сменился на более равнинный, лес стал более густым и тёмным, а под колёсами песок сменился на землю и глубокие колеи иногда с лужами. Напомнило нам лес после Титчихи на Дону.


В итоге выехали на открытое место к оврагу Айдаров лог и стали по нему подниматься. Об этом логе целая легенда есть. Что в прошлом веке одной весной по нему две недели текла бурная река от таявших на полях снегов. Тут снова начался песок. Подъем был плавным, я глазела по сторонам на живописный сосновый лес. 


Вскоре добрались до Рамони. Центр города мы подробно изучили в прошлых поездках, поэтому особо не задерживались. Заметили только, что водонапорная башня начинает разрушаться, вокруг неё ограждение установили. А парк почему-то был закрыт. Заехали на новую смотровую точку, откуда видно бывший сахарный завод, и с неё по тропинке съехали вниз. Тропинка классная, только в конце надо осторожнее ехать, там дерево торчит. 


Пересекли Воронеж по мосту, вода ещё высокая. Заехали на колонку. Тут тоже изменения - новая система подачи воды. Местная жительница рассказала, что установили пару месяцев назад, и объяснила как пользоваться. 

Умывшись и пополнив запасы ходовой воды, заехали в Воронежский заказник. А вот тут уже началась настоящая мещера.

Почему-то раньше, я думала, что тут нельзя находиться вне дорог. Спутала с заповедником. А потом прочитала, что на велосипеде ездить можно, нельзя только разводить костры и ставить палатки. Так что в этот раз нарисовала трек через заказник. Ехали по сосновом лесу, вдыхали запахи. Кое-где попадалась душистая черемуха. 


Перед Верхним озером пришлось немного походить по лесу, чтобы обойти мокрый участок. А у самого озера у нас был брод через протоку. Вообще там было мелко, но в седле не поехали в этот раз. 


Кое-где на пути были участки песка, а ещё нам мешали валяющиеся на дороге свежие стволы упавших сосен. Явно был какой-то сильный ветер недавно, который поломал много веток и деревьев, а убрать или пропилить их ещё не успели. 

К 18 въехали в посёлок Краснолесный, набрали в колонке воду на ночь. Заехали на ст. Графская, которую проезжали утром на поезде. А тут как раз и электричка ЭП3Д в Воронеж приехала. Понаблюдали за ней, посмотрели здание вокзала. Оно, как и везде на ювжд, было украшено мозаикой со зверями, графами и и графинями(?). 



Изначально я хотела забуриться куда-нибудь поглубже в лес заказника, чтобы не нарваться на лесников. Но в итоге решили ночевать в лесу на другой стороне жд, он уже не входит в территорию заказника. Так что выехали на дорогу вдоль жд и поехали по ней в поисках подходящего поворота в лес. Дорога щебеночная, немного пыльная, но пустынная. Мимо нас только одна машина проехала. Незадолго до следующего посёлка свернули в лес. Лес сосновый, светлый, но с небольшим подлеском, можно найти укромное местечко. Кочковатый, так что место под палатку надо ещё поискать и очистить от шишек. Но зато дров полно! Не пришлось даже ничего пилить. Просто так ломали сухие сосновые ветки, лежащие на земле в ассортименте. 

Сварили харчо, заварили чаёк. Отличное окончание такого насыщенного дня. 


День 2. Воронежский заказник (Маклок) - р. Усманка - "Сектор газа" - Шиловский лес

Ночью было прохладно, пришлось дополнительно одеваться. Утром встали в 6:30, быстренько сварили кашу, собрались и поехали. Небо снова было синим, солнышко светило сквозь сосны.



После ночи мы оделись потеплее, но вскоре пришлось раздеваться, воздух уже прогрелся. 

Перебрались через пути и заехали в заказник. В начале наблюдали следы прошедшего пожара. Видимо, кто-то все-таки разжег костёр.

Ехать по лесу хорошо. Только и тут постоянно приходилось объезжать или перелазить через упавшие деревья.





Перед урочищем Углянское на нашем пути попалась братская могила. Подробнее о ней. Вообще вокруг Воронежа очень много братских могил встречается по лесам, но тут она была прямо на треке и показалась нам совсем свежей (как оказалось, захоронение было восстановлено в 2020), поэтому решили заехать.


Хвойные леса сменялись лиственными, кое-где были вырубки (а разве можно в заказнике пилить?). Когда повернули на запад, то почувствовали каким странным стал рельеф. Похоже на гребенку с шагом 200 метров - вверх-вниз. Немного даже устали по таким горочкам кататься. Так и не поняли откуда такое.



Выехали к Маклоку, заехали к старым дубам. Дом в китайском стиле с 2019 так и не достроили… И дубы стоят какие-то не живые.. Не заметили ни одного листочка, хотя на том же дубе на берегу Воронежского водохранилища было полно молодой листвы. Очень жаль, если эти два гиганта умерли. 



Чуть-чуть пощупав асфальт, снова возвращаемся на грунты, а через пару км по узкой тропке внезапно приезжаем к железному настилу. Он старый, но крепкий и почти ровный. После настила еще более узенькая, но хорошо читающаяся тропка, ведущая к реке.



Приезжаем к небольшому пляжу и решаем сделать тут привал. Я ищу место без муравьев, а Лёша отравляется купаться. Дно песчаное, вода чистая, но еще прохладная. Летом тут должно быть хорошо! Лакомимся купленной вчера рыбкой и едем дальше.


Теперь у нас новый отрезок пути - вдоль реки Усманка. Тут она чем-то напоминает Киржач или Клязьму в районе Петушков. Неширокая речка, песчаные берега, обрывы с соснами.

Пески сменились лугами и заболоченными участками. Видели тут цапель и несколько раз искали обходы мокрых участков (тут я немного напряглась, т.к. дальше тоже ожидались заболоченные участки - а вдруг там еще не высохло?)








Еще немного болот, и мы выехали к жд мосту. На хитмапе видно было, что все ездят через него, но было странно, что такой мост не охраняется… Когда подъехали к мосту, то поняли в чем дело - на мосту был специально оборудованный безопасный проход для пешеходов - с забором и сеткой. Вот бы так на всех мостах делали!


Вскоре упираемся в очередной забор водозабора. Хорошо, что люди протоптали тропинку вокруг. Дальше наш путь лежит по живописной тропинки по высокому берегу Усманки. Уже пора обедать, так что ищем подходящее местечко. Но все занято местными - погода сегодня прекрасная. И вот удача - красивый обрыв с кострищем. ПУСТОЙ. Останавливаемся, Лёша кипятит чай, я режу салат и бутеры. Хочется подольше тут задержаться, но нельзя - как-то не быстро мы сегодня едем, а надо еще сделать закупку, найти воду, проехать через Воронеж и в идеале через Шиловский лес.



Продолжаем ехать по тропинке. В какой-то момент она начинает идти вдоль крутого склона. Это так классно и необычно! Обязательно надо еще раз там прокатиться. 



Поднимаемся от реки и едем небольшой участок между забором и колючей проволокой. Было страшновато. Кстати, лучше было еще немного проехать низом и подниматься сразу в Репное. Кажется, что там более пологий подъем.


Немного разбавляем грунты тихими улочками, переезжаем через шоссе по пешеходному переходу (что-то долго искали как к нему заехать, надо было брать правее), въезжаем в Выкрестово.

По мостику переезжаем через старицу Усманки. Как раз тут должен быть заболоченный участок, но вроде все сухо. Едем.



Перед Новой Усманью все-таки встречается грязный участок. Мне кажется, что можно проехать через него, но, увы, что-то пошло не так, и я падаю правой рукой прямо в грязь. Перчатки, руль, рукав - все в грязи. На голени стремительно набухает шишка будущего синяка. Кое-как отмываюсь, и едем дальше. 

Пересекаем очередное шоссе по пешеходному переходу. Какие-то они крутые, хорошо хоть полозья есть. Вот и трассу “Дон” проехали. Едем по окраинам, мимо карьера, вдоль полей. И не похоже, что по Воронежу едем. 

Начинается небольшой участок маршрута, посвященный Сектору газа. Въезжаем в ВАИ, объехали вокруг дома, где родился Юрий Клинских. Тут же делаем закупку в Пятерочке. По улице Циолковского подъезжаем к Придаче. Дальше проходная ВАСО, где работали родители Юрия, ДК им. Ленина, стадион “Буран”, где начинала выступать группа. Пора снова перекусить. Очень кстати нам попадается шаурма, заодно и пару пирожков покупаем. Устраиваемся на лавочке в уютном дворике около парка Авиастроителей. Далее уже знакомым маршрутом спускаемся к водохранилищу. Осматриваем ДК им. Кирова и направлемся к ВОГРЭСовскому мосту. 

На другой стороне сворачиваем направо, недалеко от моста должен быть родник. Не сразу, но находим его. Пока набираем воду в бутылки, к роднику подходит семья - умыться и попить воды. То, что местные разрешают детям пить, вселяет надежду, что вода нормальная.

Пересекаем по страшному нерегулируемому переходу 6 полос и спускаемся к водохранилищу. Тут тоже много отдыхающих местных жителей. Сначала едем по ул. Степана Солодовникова, а потом через Лодочную пристань “Калилнинец”. Это узкая полоска между водой и горой с мелко нарезанными участками, но люди умудряются уместить на них и домик, и гараж, и даже огород.

А потом начинается песок. Где-то удается краешком проехать, но много где приходится идти пешком. Надежда доехать до плановой ночевки за плотиной стремительно стала таять.. Через 4 километра песок сменился трейлами. Трейлы, конечно, классные, но не с грузом, и не под конец дня. Явно надо планировать еще одну поездку в Воронеж по трейлам.


Еще через 3 км выезжаем из леса на поляну. На часах 19, дальше ехать сегодня  смысла нет, пора искать место для ночевки. Изучаю рельеф и решаю подняться повыше до более плоского места. Поднимаемся по оврагу, тут снова песок, но местами можно ехать. Дорога чем-то напомнила подъем к заповеднике Утриш. Вскоре подъем заканчивается, мы попадаем на грунтовую дорогу и еще через сотню метров поворачиваем в лес, выезжаем на уютную полянку. Тут когда-то пилили деревья, так что с дровами снова проблем нет. Правда пришлось поискать ровное место для палатки и почистить его от веток. Костер устраиваем у большого поваленного ствола. У него удобно сидеть. Это и стол, и спинка у “скамейки”. Сегодня у нас стандартная, но от этого не менее вкусная гречка с тушенкой. Главное не забыть добавить побольше специй и овощей. Кстати, вчера с непривычки (с сентября не готовили на костре) у нас морковка с луком не доварились. Сегодня исправились, ничего на зубах не хрустело. 

Пока обустраивали лагерь было очень шумно. Прямо над головой летали с грохотом самолеты (последние репетиции перед парадом?), где-то недалеко лаяли собаки. Но потом все успокоилось и стало тихо.

Видимо, из-за близости к городу, связь была хорошая, так что у меня получилось не только прочитать о Секторе газа и Юрии Хое, но и включить несколько песен и послушать одно из его интервью. 

Сегодня тоже решаем пораньше лечь спать, так что после чая забираемся в палатку.


День 3. Шиловские кручи - Плотина - Берег Дона - Воронежские парки

Этой ночью было тепло (или это мы заранее теплее оделись?). Сборы проходят под рассказ об истории Сектора газа, найденный на ютубе.



Решаем сегодня не ехать берегом, а немного объехать этот участок верхом. Трейлы оставим на следующий раз. Немного поплутали у автомойки в поисках тропы к жд, но в итоге её нашли и выбрались на дорогу вниз к водохранилищу. Дорога песчаная, но было время немного смотреть по сторонам, через деревья проглядывала поверхность воды - полное ощущение, что спускаемся с гор к берегу моря. А еще видно соседний мыс. Очень похоже на побережье черного моря в Краснодарском крае.


Далее ехали через Шиловские кручи. Пейзаж снова поменялся, напомнил мне берега р. Сарма, которая впадает в Дон, вот только там нет песка… невысокие зеленые холмы с пятачками ковыля, песчаная дорога идет между ними и водой. Наверняка летом тут полно отдыхающих, но сейчас утром в мае мы почти в одиночестве любуемся природой.




Доехали до набережной, тут стоит памятник Горшку. Памятник многострадальный - его уже второй раз перемещают. Сейчас совсем перевезли на задворки города, если б не геокешинг, то и я бы о нем не узнала.


Следующий объект, который надо посетить - Воронежская плотина. Вообще эту радиалку можно было и не делать, но: 

во-первых, хотелось прокатиться по плотине, поностальгировать о Горьковской плотине - выполнено, 

во-вторых, было бы неплохо разведать сосновый лес на том берегу на предмет возможной ночевки - выполнено, ночевать можно, надо только поглубже заехать,

в-третьих, хотела посмотреть на водосброс плотины, на фото в интернете выглядело впечатляюще - не выполнено, реальность не оправдала ожиданий. Да и весь берег заставлен машинами и рыбаками, надо еще найти место, чтобы на плотину посмотреть.


Вернулись обратно на правый берег и тут у нас начался следующий участок маршрута - бесконечные поля вдоль Дона. Но сначала заезжаем к устью Воронежа. Раньше не раз видели его с той стороны Дона, а теперь приехали сюда. Вода еще высокая, поэтому плохо видно где Воронеж превращается в Дон, да и вообще лучше издалека смотреть. Но галочку напротив этого пункта поставили.

После стрелки начал накрапывать дождь, но не сильный, так что пока едем. По прогнозу дождь должен пойти после 12, так что план встать в это время на обед и спокойно переждать его. 

Далеко проехать не получилось. Дождь усилился, встали под первое попавшееся дерево, оцениваем обстановку. Темных туч не видно, когда дождь ослаб - едем дальше. В зарослях клена решаем остановиться, под периодически усиливающимся дождем ехать никакого удовольствия, да и похолодало.. Времени у нас до поезда еще полно, так что решаем пару часов посидеть у костра и подождать пока тучи пройдут. Натягиваем тент, Леша быстро разводит костер, становится тепло. Что-то капает, но не сильно. Обедать вроде еще рано, но раз встали, то что делать - режу салат и бутеры, кипятим чай.. Параллельно слушаем дальше про Сектор газа. Так прошло полтора часа, сильного дождя больше не было, да и на Яндексе все дожди отменили так что пора собираться в дорогу.



На поле следов дождя уже почти и не осталось. Земля была сухая, и ветер быстро подсушил верхний слой. Ах, да! Ветер! Мы же сегодня едем по полям на север. Ну и ветер, конечно северный. Тащимся до родника, попутно заехав на ночевку 2019 года.



Едем через частный сектор. Тут в районе Первое Мая интересная улица - Садовое кольцо. Мы сначала не поняли почему она так называется, а потом я на карте разглядела, что улица идет не по прямой, а прямоугольником, действительно, образуя кольцо. Интересно, должно быть, на этой улице искать нужный номер дома…

А еще на выезде из частного сектора что-то случилось то ли с моим навигатором, то ли с картой. Трек никак не совпадает ни с картой, ни с космоснимками. Хотя мы явно ехали по той дороге, которую видно на снимках. Мистика!


Проехав по мостику через ручей, продолжаем ехать вдоль полей, тут активно идет посадка то ли репки, то ли еще чего-то. Все хорошо, но приходится спешиваться и перелезать через трубы, которые качают воду из реки для полива.

Еще немного сражений с ветром, и небольшой отдых, когда трек уходит на восток в сторону жд. Тут рядом автомобильный и железнодорожный мосты через реку Песчаный лог. Даже поймали в объектив проходящий по мосту поезд. А еще понаблюдали как бурлит вода в “порогах”.



Снова возвращаемся к Дону, находим защищенную от ветра полянку и останавливаемся перекусить, греясь под так кстати выглянувшим солнышком. Затаскиваем велы на жд насыпь (можно поехать сразу к станции, тогда не придется таскать). Посмотрели жд мост через Дон, проехали тропинкой вдоль путей к станции Подклетное. Тут тоже мозаика, правда оставили её только на фасаде, а все остальное “обделали” сайдингом.



Заехали к скульптуре девушки, чтобы сделать фото для Викимапии.


Снова едем на север и сражаемся с ветром. Через 10км, наконец, сворачиваем на восток в сторону Воронежа. На часах чуть больше 17, а поезд в 21:30. Смысла ехать прямо сейчас на вокзал нет, так что решаем свернуть в заросли и еще немного посидеть у костра, попить чайку.



В 19 двигаемся дальше. Еще немного полазили по горам, а дальше тихими улочками и парками пробираемся к вокзалу. Проехали:

“Северный лес” - много людей, много сухих сосен и завалов, 

яблоневые сады - старый сад, уже заросший. Видимо, что-то связанное со СХИ. Эх, жаль, что не попали на цветение яблонь..

Лесопарк НИИЛГиС

Ботсад им. проф. Б. М. Козо-Полянского - каких-то интересных представителей флоры рассмотреть не успели, но оценили тропинки и рельеф. 

Воронежский центральный парк - проехали мимо Комсомольской и Пионерской горки, напоследок вкрутили в асфальтовый подъем на выезде из парка.



Очень удобно заехали по дороге в Пятерочку. А дальше еще немного культурки захватили - посмотрели Ротонду и заехали в “мокрые дворы”.

Вскоре мы уже были у вокзала. Тут предстоял долгий и нудный досмотр (из-за него не очень люблю из Воронежа уезжать), где нас заставили положить на ленту все сумки, а те, которые все-таки не стали отстегивать, пришлось открыть и показать содержимое. Потом еще предстояло пройти на нашу платформу по тоннелю с крутыми лестницами. Поезд только прибыл, стоянка у него была долгая, так что спокойно запаковали велы, погрузили их в багажное купе и отправились в соседний вагон на наши места. Оказалось, что это купейный вагон, а я совсем забыла, что взяла места в купе. Видимо, цена была не сильно выше плацкарта, а ехать поближе к багажному купе удобнее. Завалились мы на наши места, хоть и постарались побыстрее убрать все вещи, переодеться и умыться, но, думаю, все-равно немного шокировали наших попутчиков своим видом. Очень надеюсь, что им нравится запах костра.  

В 5:50 приехали в Москву на Казанский вокзал. Я прокатилась по пустым дорогам до Курского - получилось приятное завершение нашего трехдневного путешествия.


Что в итоге - в этот раз Воронеж открылся мне с новой стороны. Поняла, что в таких больших городах надо знать по каким дорогам ехать. В 2017 и 2019 Воронеж показался пыльным, шумным городом с узкими улицами совершенно не предназначенными для велосипедов и с широкими шоссе по которым тоже мало удовольствия ехать. В этот раз целенаправленно проложила маршрут по окраинам и паркам. Леша пару раз удивлялся: “И это тоже Воронеж?” Еще здорово, что недалеко от города, а иногда и в его черте можно оказаться в настолько разных местах:

1д. Городские пейзажи, тропинки, парки, юг, море, Мещера

2д. Мещера, Киржач, немного Тьмы, Клязьмы, чуть города и опять море.

3д. Море, грунобаны, черноземные поля, окраины города, опять поля, рельефные парки пригорода, вокзал.

Как разнообразно и всего за три дня 


Отличный маршрут на выходные, который можно порезать, чтобы уложиться в необходимый километраж. В планах - проехать остальные кусочки вдоль Усманки (в заказнике и выше по течению от Новой Усмани), заехать в Масловский лес, подробнее изучить лесопарки Воронежа, прокатиться по трейлам в Шиловском лесу и Нагорной дубраве… Эх, да это еще на одну трехдневку набирается планов)


Материалы по достопримечательностям

Трек

Трек файл

Фото


Комментарии