Третий день в Вологде у нас был музейный - Художественный отдел Вологодского кремля, музей кружева и музей Вологодского масла
Но перед музеями я решила сходить к жд вокзалу
У управления РЖД тематические лавочки
А это уже на здании, относящемся к вокзалу
Главное здание вокзала 1907г, но внутри ничего исторического не осталось, все закрасили
А снаружи очень даже симпатично
Встретила поезд Архангельск-Санкт-Петербург
Один из мостов через р.Золотуху - Мяснорядский. Речка вообще интересная - за пределами города она Содима, а в городе Золотуха. Это из-за того, что в городе она течет по искусственному, вырытому руслу. А еще через эту небольшую речку построено 17 мостов.
Батюшкова в Вологде очень ценят - это можно понять по размерам мемориальной таблички
Наконец, добралась до музея. Начинаю с временных экспозиций. Сейчас там выставка посвященная Пушкину и подборка модных гравюр 18-19 века.
Книжка бальная с карандашом
Цветы декоративные из перьев
Бальные ботинки. Вся обувь каких-то крошечных размеров представлена, будто детская
Основная экспозиция - несколько залов икон 16-18 веков. Но в начале меня привлек макет церкви, стоявшей на нынешней пл. Революции, разобранной во времена СССР.
А еще тут заметна особенность вологодских церквей. Вообще принято, что алтарь смотрит на восток, главный вход - на север. Но главный собор - Софийский - построен со смещением, чтобы он красиво смотрел на реку (?) и поэтому все остальные церкви повторяют его направление (посмотрите на карте).
В сюжетах икон ничего не понимаю, но было интересно вблизи посмотреть на исполнение - материалы, рельеф
Огненное восхождение Ильи Пророка на небо
Многослойная икона
К 18 веку иконы стали более тонко прорисовывать, на первое место выходила художественная составляющая. Иконописцы стали заполнять все свободные пространства на иконе росписью
Св. Николай Чудотворец, в житии
Вторая часть экспозиции посвящена быту. Собрано много расписанных прялок, сундуков, шкафов со всех уголков области (больше можно посмотреть в альбоме)
Шкаф это не икона, тут можно уже не стараться прорисовывать) Меня удивило какие тут небрежные, наспех сделанные мазки. Словно надо было расписать шкаф за 5 минут
А еще все расписанные вещи подписывали. Часто очень крупно. Почему так - не знаю.
В Вологде распространено плетение из корня
А это уже береста. Нарядная - покрашена и вырезан орнамент
Ожерелье с перламутром
Выставлено несколько костюмов из разных районов, можно в подробностях рассмотреть детали
Разнообразие женских головных уборов
О, Кинешма! Это я в отчете по Нерли спутала её с Кидекшей
Делаем небольшой перерыв на перекус и идем в соседнее здание, в музей кружева. Тут у нас уже была экскурсия
Советую именно с экскурсией сходить (ну или аудиогид взять). Очень много интересного рассказывают
Рабочее место кружевницы
Базовые элементы кружева - плетешок, насновки, полотнянка, полотнянка со сканью, сетка
А это примеры иностранных кружев, немного отличается подход к процессу плетения
Плетут по сколкам - накалывают иголками рисунок на основу, потом их уже оплетают льняными нитями
Раньше использовали бересту, как основу
Наш экскурсовод показывает примеры комбинации в одном изделии плетения, вышивки и кружева. Кружево дорогое и трудоемкое в производстве (опытная кружевница может за день сделать кусочек размером с ладонь), поэтому в основном его добавляли только как украшение
Праздничные наряды, по качеству исполнения выбирали себе невесту
Вот у этой как-то криво вышло, все крестики вразнобой (но это мое мнение, мб тогда это нормально было).
В начале 20 века кружевницы начали объединяться в артели
Создавали выставочные работы, чтобы привлечь заказы
Появились новые орнаменты, чтобы вписаться в моду
Во времена СССР сюжеты снова меняются, в музее целый зал с такими картинами
Выполняются госзаказы. Например, это гарнитур для самолета
Парашюты, звезды, самолеты
Вот здесь мне понравилась объемность кружева - как одна лента наслаивается на другую
Девушка с косой
Следующий зал - дальнейшее развитие кружева. Стали делать огромные выставочные салфетки. Это самая известная и самая большая в музее - Снежинка, диаметр 3 метра, стоит как крыло самолета
Все чаще в кружеве появляются цветные элементы
Здесь желтая нить придает тепло салфетке
Объемные элементы - плетется листик и сворачивается
Кружево плели не только из льна, но и из шелка, например. Оно получается более тонким
Еще примеры кружева в одежде
На этом наша экскурсия закончилась, мы еще раз обошли залы, поразглядывали кружева.
Обедали в Пельменной №1 - небольшой зал на цокольном этаже. Как я поняла, за "№1" никакой истории не стоит, просто название. Тут пельмени с разными начинками, у каждой начинки свой цвет. Мне больше всего понравились с индейкой и с сыром. К сожалению, к пельменям бульон не полагается( Еще можно взять суп дня и салат дня, все вкусное.
Вечером нас ждал дом Вологодского масла и экскурсия по нему. Экскурсию проводила София (на фото). Нас было 4 взрослых и ребенок, а София ко всем нам обращалась как к детям - с излишним энтузиазмом, как на детских праздниках, типа "Ребята, а кто скажет мне зачем раньше держали коров?". Сначала это было неожиданно, а потом мне даже понравился такой бодрый формат, тем более, что все звучало очень искренне.
Так вот, мы узнали как началась история масла, как его производили в древности, как продавали на ярмарках (в комочках)
В музее есть стенд с вологодскими луговыми травами, именно они придают неповторимый вкус и аромат
Верещагин в 19 веке начинает развивать производство масла в России, разрабатывает рецепт Парижского масла с ореховым ароматом. В следующем зале мы узнали про процесс производства масла уже в 19 веке - сами покрутили ручку сепаратора, "поотжимали" масло, покрутили бочку-маслобойку.
В СССР все уже было механизировано. На смену картелям пришли заводы, а масло в 1939 году переименовали в Вологодское
Сейчас в области много молочных заводов, и, соответственно, требуется перевозить много молока. Поэтому даже есть завод для производства оборудования - Вологодские машины.
Ну а в последнем зале небольшая выставка вариантов вологодского масла. Если хотите попробовать ореховый вкус, то надо покупать масло, которое называется "Вологодское" - сейчас его производят только в Вологде, коровы пасутся на тех самых травах, которые придают неповторимый вкус
После экскурсии можно еще раз прогуляться по музею, тут много интересной информации, представленной в разнообразных форматах - Верещагин сам рассказывает о своих идеях, в трубке телефона читают стихи о разных деятелях масляного дела, в видеороликах (а звук там тоже через трубку) рассказывают об идее создания музея и о характеристиках масла
Сам музей располагается в старинном здании
Культурная часть на сегодня почти закончилась, продолжаем гастрономическую. Сначала зашли в магазин Вологодские продукты, ведь вкусных сувениров не бывает мало. Мне показалось, что тут самые дешевые цены (по крайней мере, на морковные дольки, мармелад и пастилу).
В том же здании магазин фабрики Атаг из Шексны. Я еще 2 года назад в поездке в Йошкар-Оле наткнулась на их конфеты с взрывной карамелью и Милому созданию с тех пор фанат. Конфеты не только вкусные, но и имеют оригинальный дизайн
А ужинали сегодня в ресторане Паровозов. Тут не только можно попробовать русскую кухню, но и насладиться железнодорожной атмосферой. Вместо официантов - проводники. Есть и вагон-ресторан с мелькающими за окном видами
Ну а между остальными столиками проложена железная дорога, по которой то и дело снуют составы
Они не просто так ездят, а развозят "пассажирам" напитки
Фильм "прибытие поезда"
Чай, кстати, правильный, железнодорожный - из стаканов с подстаканниками. Правда нам сначала прислали обычные кружки, пришлось потребовать стаканы
По кухне - все блюда, которые заказывали, нам очень понравились. Я ела Щи белозерские со снетками и Жареху с лесными грибами.
Щи с квашеной капустой. Вообще я такое не люблю, но было любопытно сравнить отличается ли вкус от подмосковного рецепта
Начали с жд, завершили жд. Прекрасный день, я считаю! А теперь отсыпаться перед дорогой на Кострому
Комментарии