15.08.2020 - По полям и лесам. День 8

День 8 (15.08.2020)

Мы поняли, что погода окончательно наладилась, так что сегодня решили пораньше встать, чтобы побольше проехать. В 8:15 уже крутим.
В Акулово колодец, вроде рабочий. До п.Октябрь хороший асфальт, но мы с него, конечно, сворачиваем. Дальше приятная грунтовочка в лесу.

Доехали до Княжей - совсем маленькой деревни. На выезде есть место для отдыха - с лавочками со спинками - очень уютное. Там и сделали привал.
Прямо идет песчаная дорога. По ней местные, похоже, возят лес. А мы сворачиваем налево, на более заброшенную дорогу. Она хоть и поросла травой, и кое-где встречаются лужи, но хорошо сохранилась. У неё явно в основе что-то твердое. Вскоре мы в этом убедились - из под земли кое-где стали появляться плиты. Явно не для жителей Княжей её строили.

Через несколько км встретили на дороге мужчину, подсказали ему в какой стороне Анемнясинево. А он нам рассказал, что эту дорогу военные строили, но вот военного объекта в конце неё не заметно, так что хз.
После поворота на Анемнясево дорога становится широкой и песчаной. Ехать становится тяжеловато. Так что периодически делаем остановки на передых. Замечаем белку, которая прыгает по деревьям параллельно нам. Еще птички какие-то летают.

Вскоре сворачиваем с этой дороги. Сначала въезжаем в Полухтино, а потом приезжаем в Погост. Тут у нас культурная программа. На высоком берегу р. Гусь стоит древний Гусевский Погост. Оставляем велики у ограды и идем смотреть церкви и колокольню. Каждая постройка интересна по-своему.

У церкви Николая Чудотворца 1771г. необычные порталы у входов, колонны, ракушки у окон.

Рядом Преображенская церковь из белого камня. Второй ярус украшен колоннами, арками.

Но больше всего нас впечатлила колокольня. Можно долго рассматривать разнообразные декоративные элементы на ней. Еще по периметру расположены фигуры святых. Все из камня, с мелкими деталями. Вообще не ожидаешь увидеть такого в небольшой деревне вдали от трасс. Но в 18-19 веке, когда строились эти церкви, тут кипела жизнь - слияние р. Гусь с Окой. Тут был торговый путь, в Погосте велась активная торговля. Еще наверняка и из находящегося выше по течению Гуся-Железного что-то везли с чугунного завода Баташевых. Да, вот бы посмотреть на Погост во времена его расцвета!

Изучив все постройки, направляемся к магазину. Там какие-то вкусняшки закупаем. Спускаемся к мосту. Тут нам захотелось посидеть у реки и искупаться. Покрутились туда-сюда и в итоге нашли лужайку и заход в воду. Вообще пляж находится на правом берегу напротив того места, где купались мы, так что лучше ехать туда. Мы улучили момент пока солнышко появилось между облаков и окунулись. Река мелкая, так что полноценно покупаться не получится. Зависли мы на лужайке на целый час! Пили газировку, ели рулет из магазина, изучали местную флору с помощью приложения.
Но пора ехать дальше.

В Клетино въезжаем в горку, потом спускаемся в сосновый лес. Тут приятная грунтовка. Проезжаем какой-то ручей. Решаем, что если еще в эти края поедем, то надо обязательно тут ночевать. По дороге местные ездят, но в основном к реке, а если повернуть в лес от реки, то можно найти уютное местечко. Дров тут полно, воду можно набрать в Клетино или в ручье.

После леса выезжаем в поля на грунтобан. Мчим в Лощинино.

Тут сворачиваем с асфальта на тропинку и пересекаем р. Сынтулку по пешеходному мостику. За ним 300м какого-то полигона испытания дорожных разметок. Ну это мы так подумали)

Переезжаем дорогу и оказываемся в лесу. Похоже больше на лесопарк. Постоянно встречаются отдыхающие, бегуны, велосипедисты, люди, выгуливающие собак. Чувствуется, что приближаемся к городу. Проезжаем мимо Касимовской ЦРБ, не забываем сфоткаться у стеллы и тропками спускаемся вдоль Загородной улицы.

Далее по набережной. Тут, во-первых, есть смотровые, откуда можно полюбоваться на Оку, а, во-вторых, сохранились купеческие особняки. Например, мы успели посмотреть дом Баркова - деревянный с каменными колоннами. Сейчас узнала, что он сгорел в ноябре 2020, и остались только колонны.

Вообще в Касимове много старых построек, доживших до наших дней благодаря тому, что город оказался вдали от трасс - никто не строит тут многоэтажки. Оттого тут еще чувствуется дух 18-19 века. Но вместе с тем заметно, что совершенно нет денег на то, чтобы сохранить этот дух. Деревянные дома ветшают и горят, каменные постройки обрушаются, теряют элементы декора. Видно, что часть построек законсервированы, но когда дойдут руки до реставрации и не будет ли тогда слишком поздно? В общем, каждый раз в таких местах у меня смешанные чувства - радость от того, что успела посмотреть своими глазами и грусть от осознания того, что в следующий раз не факт что застану.

Мы тем временем от набережной поднялись к Соборной площади, на которой находятся Торговые ряды, необычный Вознесенский собор и Успенская церковь с колокольней очень напоминающей колокольню в Гусевском Погосте. На Советской улице даже велодорожки есть, едем, глазеем на дома. Хотим купить каких-нибудь булочек на перекус. В конце улицы находим, наконец, пекарню. Одними булочками не ограничилось. В итоге закупаем еще и два разных хлеба. Уж больно все вкусное и свежее! Чуть дальше заезжаем и в Пятерку пополнить запасы провианта.

Возвращаемся к Соборной площади. Это мы проехали по русской части Касимова, а за Успенским оврагом находится татарская часть. Вообще Касимов - удивительный город, он как лук, состоит из нескольких слоев. Сначала просто уютный небольшой городок с красивыми видами на Оку. Потом начинаешь погружаться и читать про постройки 18-19 века, и перед тобой открывается история крупного торгово-промышленного города. А потом ты погружаешься еще дальше и тут внезапно узнаешь, что город-то 200 с лишним лет был столицей Касимовского ханства. Вот это поворот! И самое замечательное, что ты можешь прикоснуться и к этому периоду истории - до наших дней сохранилась мечеть, минарет и мавзолей 16 века. Рядом сквер царицы Сююмбике, её сюда отправил Иван Грозный после завоевания Казанского ханства. В сквере мы кушаем булочки под мои рассказы об истории города.

Фото из интернета

Немного приобщились и к советскому периоду города. Доехали до памятника половине Горького. Мне очень интересно как он таким получился? Мы, конечно, уже видели в Рязани половину Есенина, но там видно, что это так и задумано, что он появляется из земли русской. А тут то ли Максим Горький застрял в текстурах, то ли денег не хватило на полный рост, то ли его повредили снизу, и чтобы не заморачиваться с восстановлением, заложили… Загадка, в общем. Рядом Пионерский парк и пруд. Дальше на ул. Ленина проезжаем почтамт, администрацию. Ну вроде для первого раза хватит. Надо будет еще сюда вернуться и осмотреть остальное, пока оно ещё стоит. А сейчас двигаемся дальше.

Город как-то внезапно кончился, и вот мы снова едем между лесов. В деревне Земское сворачиваем с асфальта. Уже немного соскучились по природе, и трек очень кстати ведет нас по грунтовой тропинке в сосновом лесу. Едем с удовольствием, вскоре выезжаем к окраине Сынтула.

Тут не смогли проехать мимо, остановились на пару минут у качелей. В Сынтуле, кстати, надо будет как-нибудь потом заехать в храмовый комплекс из двух деревянных церквей 18 века, как-то пропустила их при подготовке списка достопримечательностей. Из Сынтула снова выезжаем на грунты. Потом 1.5 км по Егорьевскому шоссе, которые показались нам адом после нескольких дней мещерской глуши. Поспешно сворачиваем на газопросеку. Тут дорога песчаная и плохо укатанная, но все лучше шоссе. Где-то здесь находится памятник пророды “Страшный овраг” - функционирующая карстовая воронка. Самого оврага с просеки мы, конечно, не увидели, но почитали о нем, а заодно перекусили.

Еще через пару км добрались до Гусь-Железного. Постепенно приближаемся к громадному готическому храму. Еще один сюрприз этого дня. Да, я смотрела фото перед поездкой, но в живую он поражает своими размерами и лаконичностью форм. Что-то совсем нездешнее!

Жаль, что в этот раз не было времени проехаться еще и по усадьбе Баташовых. Мы только проехали мимо по Ленинской улице. Чуть дальше на ней же набрали воду в колонке. В конце поселка сворачиваем в лес, тут песок. Где-то хорошо едется, где-то становится вязко. Цель - найти отворотку к р. Колпь и на берегу заночевать. Но что-то пошло не так. Та отворотка, которую я заранее приметила оказалась тупиковой, навигатор ничего не подказал, а время уже поджимало. Так что мы отказались от идеи ночевки у реки и остановились в сосновом лесу с моховой подстилкой. Да, не помылись, зато как мягко спалось этой ночью!

Еще один насыщенный день этого похода закончен, ставим палатку, готовим ужин. Уже совсем темно. Мы снова в глуши, слушаем дальше книжку о КиШе, там периодически вставки песен типа “Леший обиделся”. Прям атмосферно)

Трек

Больше фото можно в альбоме посмотреть