Тихий Дон 2020. День 1. 12.09.2020

- А чего, мы в этом году на Дон опять не поедем?

- Почему «опять»?! В прошлом ездили в июньский поход.

- Но это же не то!

Вступление

Это отчет о нашей поездке с 12 по 19 сентября 2020 года по Среднему Дону. Все записи об этом походе можно найти по тегу Тихий Дон. Если вам сразу хочется посмотреть как мы ехали, то трек тут.

Все треки и точки файлом

В этот раз решили попробовать дальние маршруты вдоль уже знакомого и любимого Дона. За основу был взят трек прошлогодней (2019) летней катушки TeZeus и Elena2000, только он был развёрнут, чуть допилен, к уже имеющимся интересным точкам добавлены некоторые свои и растянут на подольше времени, чтоб «не торопясь и с удовольствием» (с). Ранне-осеннее время было выбрано не зря, ибо летом там нечего делать даже в более северных штатах районах (жа-а-арко), а позже - даже там уже не совсем лето (или совсем не лето). 

День пол первый 1. железнодорожный

Итак: даты выбраны, билеты куплены, трек загружен, баулы собраны - нас ждёт карасавец Дон. В последнее время мы распробовали вкус сибаритства: велы мы сдаём в багаж, что ненамного дороже, но всяко удобнее (хоть и требует некоторой последовательности действий в погрузке-выгрузке). В связи с этим, решено было опробовать проезд на боковушке, ранее недоступный из-за невозможности провоза двух велосипедов в боковом отделении. В нужный день, миновав вокзал и рамки, мы загрузились в вагон, отписались родным об отъезде и отправились в путь. Боковушки показались нам, в общем, неплохим вариантом, особенно если ехать ночь и чуть-чуть, но плацкартная пара верх+низ всё же уютнее. Проводницей у нас была совсем молодая девушка, за которой пристально присматривал «старший проводник» (или начпоезд - какой-то дядька, старший по званию). Он всё время спрашивал пассажиров - всё ли их устраивает? Что-то там записывал, периодически гонял проводницу что-либо делать по вагону и, видимо, чтоб не расслаблялась, отчитывал за косяки. Подходил и к нам, поинтересовался - где мы выходим.  «ФролОво, Арчеда»- говорим мы. «А-а, АрчЕда!» -  отвечает он. Мы переглянулись, переспросили. Правильно «АрчЕда»! – заявляет старший проводник (ну или начпоезд, хз). Но когда уже потом, на маршруте, нас спросил местный - откуда едете? мы, на всякий случай, сказали нейтральное «ФролОво».  - А-а, с АрчедЫ едете! «Как всё сложно!» – подумали мы. Впрочем, как выяснилось позже, и сам город старта – ФролОво - также может у местных носить ударение на любую его гласную, а в особых случаях даже звучать как Флёрово. 

День пол первый 2. маршрутный (34 км)

Поезд прибывает довольно поздно, в 15 часов, что для нас необычно. Выгрузились, не спеша собрали велы и снарягу, прокатились по платформе, проверяя всё.


Тут же прямо и приобщились к первому достоприму - камню на платформе и щиту с историей станции Арчеда.

Следующий достоприм был буквально напротив вокзала - через дорогу. Это была целая композиция из памятника, фонтана и микроскверика с лавочками, где мы и приземлились. Памятник изображал нефтяную скважину с нефтедобытчиками, а отдельные черные чугунные плитки на брусчатке вокруг памятника, должны изображать капли разлетевшейся нефти. Памятник посвящён нефтепромыслу этих краёв.




Следующие достопримы осмотрели почти в седле: казачья крепость с пушками, макет буровой(наверно), бюст создателя антибиотиков, да вот и всё.




После окончания культпрограммы, мы посетили Магнит, купили мороженку с газировкой и поехали к выезду из города, присматривая, где бы набрать воды для стоянки. Колонка нашлась почти в соседнем дворике, там же была уютная лавочка, где мы и расположились, вкушая купленное в Магните. Тут же Саша достала папочку, и мы стали изучать историю города.


Надо сказать, что для меня нефть это где-то далеко - в Сибири, там, или на дне морей. Но оказалось, что вот в этом месте, в степях, она водится во вполне промышленных количествах. Мы изучили историю города, местной нефтедобычи, доели-допили и начали выдвигаться из города.

Выезжали из города недолго - он небольшой совсем. На выезде, где кончается частный сектор и начинаются степи, мы опять увидели необычную конструкцию: это был нефтяной насос («станок-качалка двуплечий», как подсказала википедия), который стоял на эдакой площадке и был очень похож на тот, что осмотрели в городе, только раза в три побольше.  Памятник или макет был ярко покрашен и явно за ним ухаживают.



Вот только почему он на окраине города, а не на видном месте, как тот, в центре?

Объехав "памятник" по периметру, мы свернули в поля: дальше наш путь лежал к ещё одним приметностям - к карьерам и озерам в них.


Посетили три, на одном даже попытались искупаться, благо для местных уже не сезон - холодно, но задул прохладный ветерок, и мы решили, что нам тоже не сезон. Первый карьер весьма живописен и глубок и, судя по остаткам жизнедеятельности, очень популярен.









Вокруг него куча дорожек, и мы слегка заплутали, ища дорогу на выезд. Два следующих карьера не впечатлили: один был заросший и возле него завелись рыбаки, другой был сложной формы и достаточно большой, но внизу работала какая-то копательная техника.


На этом мы решили закончить осмотр карьеров и, немного поплутав в полях, вышли к железке, перетащились через неё и двинули уже было в сторону асфальта, как вдруг вдали заметили ещё один "памятник" нефтедобыче. Только вот на этом маятник качался. Значит и тот памятник - не памятник вовсе, а рабочий насос!



С этими мыслями мы выкатились на асфальт, проехали под М5 "каспий" и поехали прямой незагруженной дорогой на юг, к Дону. Справа живописно закатывалось солнце, пейзаж становился все пустыннее, ветер подгонял в спину.




Один раз остановились подкачать колесо и, возвращаясь на асфальт, отметили, что уж больно песчаная обочина – колёса вязнут.  «ну так пустыня же завтра»- говорит Саша. «Какая ещё пустыня?!» – подумал я тогда.  – «Дон и чернозём же. Ну мел ещё где-нибудь».

Нам нужно было найти место под ночевку, в идеале лесополосу, чтоб были дрова и уют. Но все были какие-то жиденькие, и мы уже впадали в отчаяние, так как впереди, судя по карте, оставался последний зеленый массив перед въездом к открытой местности. Но он оказался достаточно крупным и плотным, и после неудачной попытки въехать в него напрямик (стояло авто на опушке) мы нашли другой въезд и спокойно начали искать удобное место под стоянку. "Прокол" - сказала Саша. Ерунда! Бросаем велы и идём пешком и достаточно быстро находим подходящее место, закрытое от ветра, дороги, и даже соседей не видно (только едва слышно музыку). Возвращаемся за велами и… "У меня ещё прокол" - говорит Саша. "И у меня" - говорю я, глядя на переднее колесо. Кое-как дотаскиваем велы до лагеря, снимаем снарягу и готовимся к ночёвке. Костер, готовка, ужин в тишине. Первая ночевка похода всегда особенная. 

Но вдруг я подумал, что заниматься проколами с утра мне не очень захочется, так что пока не клонит в сон, надо что-то начать делать. Я снял колёса, вынул камеры, заклеил, что нашёл. Саша уже клевала носом и предложила заканчивать и идти укладываться, но я отправил её спать и поработал ещё, несколько раз подбрасывая дрова в костер. Закончив с колесами, аккуратно залил костер, обратив внимание, какая в этом месте толстая лесная подстилка, состоящая из листьев, иголок и коры, и что с ней надо быть внимательнее. Закончив дела, пошел спать, даже не пристегнув велы (кому они нужны в разобранном виде).

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет

Следующий день

Комментарии