Тихий Дон 2020. День 8. 19.09.2020

Предыдущий день

День восьмой (65 км)

Хоть с утра и было холодно, заготовленные дрова так и не дожгли. Выехали из буша, проехали мимо холма с деревней, полюбовавшись на пастораль при свете дня и двинули в луга. Сначала немного заблудились, поехав по накатанной колее, которая вскоре закончилась на лугу. Пришлось возвращаться и карабкаться вверх вдоль поля и оврага. С поля спугнули стайку кого-то вроде перепелок. Тащимся против ветра. Что-то он уже достал. В Донском на радостях, что едем вниз и не против ветра, проехали свой поворот, приходится возвращаться.

За хутором начинается красота. Мы вкручиваем в меловой холм (мел как снег). Склон лысый, растет только трава, недалеко от дороги видим пастуха и стадо, где-то впереди загончик со стогом сена. Едем по холму поперек оврагов. Ветер свистит в ушах. Полное ощущение, что находимся где-то высоко в горах! 

Следующий участок совсем другой – мы спускаемся к реке – снова привычные деревья и кусты, все зелено и ветер почти не долетает. Вскоре добрались до поворота к пещере – надо снова взбираться вверх «в горы». Тут совсем уныло стало – нас сдувало и выстуживало. Солнца не было, к тому же на горизонте стали появляться тучи с дождями в подбрюшии. С грустью вспоминаем жару первых дней похода.



Под пронизывающим ветром подъезжаем к дороге, которая ведет непосредственно к пещере. Прошлым вечером у меня сели аккумы в налобнике, и остаток вечера я одалживал свет у Саши. Поэтому сейчас в пещеру отправляю её, а сам остаюсь наверху с велами, заодно пытаюсь отрегулировать неработающую нижнюю передачу на Треке – горки пошли больно крутые. Сделав дело, я перетащил велы в лунку на пупыре, а сам спрятался за склон, иначе уж больно быстро ветер выстуживал. Пришла Саша, отдала фонарик и велела лезть в пещеру, хотя я уже хотел ехать, чтоб согреться. "Это надо видеть"- сказала она, и я заинтересовался. Пещера действительно впечатлила: она была самая высокая и с арками. А ещё впервые показалось, что в пещере теплее, чем снаружи.


Дальше дорога спускается с холма к реке, идет вдоль неё и совершает привычный финт - под прямым углом отходит от реки, потом длинный тягун, проезд по полю и длинный же (и красивый) спуск в населёнке (Новая Калитва). Здесь у нас закупка и, зайдя в первый же магаз, я был шокирован разнообразием выпечки. В процесс покупки включился желудок, выключив мозг, и я купил всё по одному. Увидев купленное, Саша впечатлилась, и мы, сделав кружок в поисках безветренного закутка и заодно посетив развалины паровой мельницы, устроились в автобусной остановке. Остановка была закрытая и спасала нас от ветра, и мы долго не хотели уезжать, вкушая теплые вкуснющие пирожки и читая историю мельницы и Андреевской пещеры. А еще Саша разглядела валяющуюся у остановки 50-рублевку, так то нас перекус немного окупился.

После пирожков поехалось бодрее, и в Миронову гору мы закрутили очень бодро, хотя подъём там достаточно сложный. Оттуда открывался отличный вид, а мы опять пожалели, что мы без фотика. С вершины мы в последний раз посмотрели на Дон и попрощались с ним, здесь дороги наши расходились.


Ветра на вершине нас продули до костей, и спускаться было очень холодно. Дальше наша дорога шла вдоль Черной Калитвы и там, на грунтах, да при выглянувшем, наконец, солнце, мы начали немного отогреваться. Это была самая тряская чернозёмная дорога на моей памяти: колея, по которой, видимо, после небольшого дождя проехало авто, оторвавшее кусками верхний слой липкого слоя земли от сухого основания, а потом всё это высохло.  За урочищем Соловей, мы подъехали к небольшим зарослям кустарника и решили передохнуть и попить, спрятавшись от ветра. И, вот чудо - начали потеть!  Оказалось, что без ветра, погода стоит очень тёплая.

Очень не хотелось вылезать из-за кустов, но надо, а там снова тряска и борьба с ветром. Наконец, полевая дорога привела нас к населёнке (Терновка), где на окраине стоял угрожающий знак.


В этой населенке мы прощаемся теперь уже с грунтами и выходим на асфальт. Гладкость и твердость покрытия, никак не помогают во время мордника, а может и наоборот, поэтому опять Саша прячется за меня и мы потихоньку едем, продавливая напор ветра. В следующей населёнке (Евстратовка) на остановке решаем передохнуть.  Остановка была закрытая и неплохо защищала от ветра, но порывы создавали такие вибрации и гул, что было полное впечатление, будто под землёй проходит поезд метро. 

После деревни на горизонте появился и стал приближаться большой завод, с трубами и разноцветным дымом из них. Когда подъехали ближе, то почувствовали химический запах и ускорились, а когда проезжали мимо, на нас стал капать дождь - конденсат из градирен – мы не сговариваясь вкрутили еще сильнее. 

Сразу после завода начинается лес и тут Саша говорит: " если мы поедем сейчас дальше, то на финиш приедем сильно рано, а это последний лес на маршруте". Обед в лесу, что может быть лучше в эту погоду?! Съезжаем с дороги, углубляемся в замечательный сосновый лес и располагаемся на толстой мягкой лесной подстилке. Костер, чай, греем утреннюю выпечку, обедаем. Заодно перекладываем вещи и перепаковываемся для поезда.

Полтора часа пролетели незаметно и, тщательно затушив костер, мы выезжаем на дорогу. Скоро лес кончился и до вокзала мы ехали малозагруженной дорогой. В городе заехали в сетевик, закупились в поезд. Но до него времени было ещё много, и захотелось купить ещё чего-нибудь. Например, местного мёда. За ним мы съездили в центр, к знакомой по прошлым походам россыпи магазинов. Уже стемнело и покрутившись по округе и не найдя искомого, мы поехали к вокзалу. По дороге решили, что надо попробовать местной шаурмы, но у вокзала нам ничего не приглянулось, и тогда я вспомнил, что видел чебуречную по дороге в центр. Вернулись, купили, там же продегустировали и поехали к вокзалу. И уже возле вокзала увидели объявление "мёд" в частном секторе, где и закупили продукт. Сначала нам не хотели его продавать из-за отсутствия своей тары и малого объема покупки, но мы сказали, что ради этого самого меда, мы преодолели 100500 км на велах, и продавцы растаяли и нашли тару.

До поезда всё ещё много времени и Саша предлагает провести его с пользой, а именно: поужинать сейчас, чтобы в поезде уже сразу ложиться спать. Мы забрались на задворки железнодорожного хозяйства и на пустыре, закрываясь от ветра стеной строения, не очень уютно расположились. Поезда приходили и уходили каждые десять минут, создавая впечатление, что это электрички, а мы на крупной станции в ближнем Подмосковье. Мы вскипятили на горелке воду на чай и сухпайки и, под начинающимся дождем и всё-таки долетающим ветром, спокойно ели и пили, вспоминая поход и жалея, что мы сейчас не возле костра у реки.

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет

Все записи об этом походе можно найти по тегу Тихий Дон

Комментарии