Тихий Дон 2020. День 7. 18.09.2020

Предыдущий день

День седьмой (95 км)

А вот с утра, хоть и было прохладно, но ветра не было. Так было каждый день, но в это утро, это было особенно заметно. Лиса ничего за ночь не утащила и не разгрызла, за что ей большое спасибо. Приготовили, позавтракали… в путь.

Снова едем вдоль стоянок, рыбаки уже с утра снуют по реке на лодках, на стоянках курятся дымки костров, разложены снасти и бивачное барахло.

Холмы подступают всё ближе, и вот мы уже едем у самого подножия по белой колее. Вдруг оба мои колеса скользят по мелу, и я плашмя падаю на склон, не успев ничего сделать. Странно, никогда такого не было. Поднимаюсь, проверяю ногой склон – а он сырой и очень скользкий.  Выпавшую ночью росу не высушил затихший к утру ветер, а солнце всходило с другой стороны склона. Пришлось остатки этого склона пройти пешком, держась за вел.

Но вот склон уходит от реки, и мы поворачиваем за ним и едем вверх. «Там санаторий, а в нём минеральный источник – наберём воды на день» - говорит Саша.

Но источник мы не нашли - у здания, где отмечен источник, была закрыта дверь, а труба, торчащая из стены, ничего из себя не извергала и не имела крана. А сам санаторий, где должен быть второй источник, был закрыт из-за карантина К-вируса (мы туда сунулись, но нас выгнали). 2020-й год, как-никак! Так что мы ни с чем поехали обратно к реке.

Обогнув берегом санаторий и холм на нём стоящий, дорога (и трек) уходит вверх, но по берегу тянется тропа, и мы решили рискнуть. После нескольких хороших стоянок, пошли лютые заросли, и мы отступили и потащились в гору. А там населёнка (Белая горка 1), асфальт, магазин (в который не заглянули, впрочем), окраина, конец населёнки и обалденный спуск на приречную равнину. Потянулись заливные поля с небольшими рощицами и старицами. Здесь, на одном из перекрёстков грунтовых колей, меня напугал очередной змей, внезапно оживший прямо перед передним колесом (надеюсь, я его не зацепил).

Следующая населёнка (Монастырщина) запомнилась асфальтом, рассказом о старом разрушенном монастыре на окраине и живописным тягуном на выезде. Еще на выезде есть минимаркет, где мы пополнили запасы хлеба. После подъёма асфальт идёт дальше, но нам он уже надоел: сворачиваем с него на полевую колею, идущую за посадкой параллельно. Колея шла краем поля, но потихоньку сошла на нет, но нам было лень возвращаться и пришлось пробираться краем кукурузных зарослей. Кончилась посадка и мы снова выбрались на асфальт, но скоро дорога сворачивает в населёнку (Абросимово), а там асфальт прощается с нами. Красивым спуском мы едем меж редких домов в сторону Дона и подъезжаем к живописным развалинам. Подходим ближе, достаём перекус, читаем, едим, потом обходим, делаем фото (снова вспоминаем почивший фотик). Мечтаем, что люди изобретут прибор, позволяющий заглянуть в прошлое и посмотреть, как тут всё было, когда развалины были целые, а деревня кипела жизнью.

Но такое изобретут не скоро, а мы едем дальше. Вниз, к заливным лугам, крутым спуском, что аж дух захватывает. Подстриженный газон, накатанная колея, вдали заросшие холмы, иногда с мелом. Подумали, что тут было бы неплохо встать на ночевку. Место укромное. Колея красиво вьётся в гору.

Что, нам туда?? Да, одна колея уходит на берег в тупик, а наша поднимается в гору. Снизу было особенно круто – затаскиваем. В середине подъёма стоит яблонька с урожаем– не удержался, попробовал. Лучше б этого не делал – язык связало так, что выплюнуть разжёванное яблоко было проблематично и только наверху, когда смог убрать руки с руля, прополоскал рот водой (и то не сразу помогло).

Кое-как втащились, отдышались, заодно полюбовавшись на пейзаж сзади, и поехали через буш в поле, где снова ветер. В посадке остановились на приём газировки и повтыкать в навик. После посадки выбрались на основную дорогу. Грунтовую, но очень хорошо накатанную. С ветерком спускаемся в Красногоровку. От Красногоровки до Терешково уютная колея вдоль высоких берегов Дона. Запомнилась ещё тем, что местный рыбак на велосипеде, которого мы спокойно обогнали, видимо расстроился из-за этого и поднажал на педаль. Он ехал за нами, скрипя педалью, и пару раз даже обгонял, но колеи или горки сбивали его с ритма, и он отставал.

На выезде из Терешково попали в поле подсолнухов. Они были большие и спелые, и мы не удержались – пошли в поле искать самые большие и самые спелые родным в дар. Что они тяжёлые и неудобные в транспортировке, мы вспомнили когда уже принесли по парочке штук к велам. Но жадность такая жадность – увезли всё.

Подъезжая к следующей населёнке, сразу почувствовали цивилизацию, от которой уже успели отвыкнуть. Богучар это все-таки город, появился трафик, грузовики. Переехав речку на окраине, Саша сворачивает с дороги вдоль неё – «будем минимизировать асфальт».  Я-то только за, но что-то мы залезли в дебри, начавшиеся помойкой. Еле заметной колеёй вдоль поля и речушки, через травищу и кусты, выбрались на колею получше, идущую под ЛЭП, и уже по ней по мостику через Богучарку выехали к…городскому рынку, что почти есть центр города (хоть и находится на окраине). Но перед тем, как поехать на рынок, заехали на набережную посмотреть памятник Петру I. По местной легенде именно он основал тут город и дал ему имя.

Шла вторая половина буднего дня, рынок уже закрывался, многие ряды уже не работали. Поэтому местных вкусняшек нам раздобыть на удалось (а мы даже на сувениры рассчитывали). Тут наверняка и мед продают. В следующий раз надо приезжать либо утром, либо в выходной. Поэтому просто купили в местной чебуречной разных пирожков.

Пирожки были тёплые, а мы – голодные, а из города выезжать довольно далеко и долго, поэтому созрел план: кипятим чай прямо на рынке! Забурились в дальние ряды, горелка, вода, кипяток… Когда пришёл охранник, увидевший нас в камеру, мы уже пили чай. Поругал нас, конечно, но ушёл, взяв с нас обещание, что мы быстро доедаем и уезжаем. А мы и так ускоряемся – в рядах гуляет ветер, а горелка, в отличие от костра, ни фига не греет.

И вот мы уже проезжаем городской парк, центральную площадь, и, заглянув в удачно попавшийся на глаза сетевик, выезжаем из центра города.

По центральной, достаточно длинной улице, едем мимо строй. рынков, автомагазинов, каких-то кафешек, пересекаем трассу и попадаем в следующую населенку (Поповка). После трассы машин сильно меньше и наконец-то можно ехать рядом и общаться. Поповка переходит в Вервековку, за ней мы съезжаем с дороги к источнику на берегу Богучарки, для пополнения запасов. Родник с ледяной вкусной водой, облагорожен и закован в бетон. Реки же тут не видно, берега сильно заболочены и заросли травой.

Снова выезжаем на дорогу, но что-то не едется: полная тара прибавила веса, так ещё и ветер опять окреп. Пока ехали по населёнкам, как-то не сильно чувствовался, а теперь очень даже. Еду первым, чтоб хоть чуть помочь Саше. Она периодически отстаёт, а я всё никак не подстроюсь к её темпу. У населёнки (Твердохлебовки) останавливаемся передохнуть.

Ветер воет в ушах, хочется затычки. В деревне «отдыхаем» - дорога делает зигзаг на север и ветер дует в бок, потом снова сворачиваем на СЗ и ветер ощутимо наваливается. За деревней кончается асфальт, дорога уходит в открытое поле. «Как же мы тут дальше поедем?!» - повисла мысль. Но скоро подъезжаем к хоть и худосочной, но посадке и стало полегче. В посадке снова отдохнули, наблюдая за работой сельхозтехники в поле. Посадки кончились, но теперь нам немного помогает рельеф: едем по низине, как будто в большом овраге. В этом месте нас внезапно обгоняет авто: из-за ветра в ушах не было слышно его приближения. Ветер направляет поднятую пыль прямо на нас. Дорога поворачивает от ветра, но начинается подъём – всё по канонам.

Снова посадки, мордник, спуск, подъём на край поля, где работающий комбайн поднимает тучи пыли, а ветер услужливо направляет её на нас. Спускаемся с поля, и где-то здесь нас снова обгоняет авто. «Какой тут активный трафик!» - подумал я. Дорога поворачивает нас боком к ветру и можно чуть расслабиться, но становится прохладно – без нагрузки остываем. Крутой торчок согрел, а заросли наверху дают отдохнуть от ветра. Ехали по этим полям по ощущениям бесконечно долго, но вот последний рывок, и мы на асфальте: спуск, подъём и мы въезжаем в населёнку (Дерезовка).

Ощутимо холодает, и дело уже к сумеркам, а у нас ещё полно дел. Под моё возмущение проскакиваем мимо магазина – «вернёмся ещё» - говорит Саша. Едем дальше и посещаем сквер имени сержанта Прокатова и читаем историю его подвига (заодно вспоминаем Чолпонбая). Отсюда хороший вид на Дон, но нам надо спешить. Возвращаемся к магазу, и я иду внутрь. Внутри тепло, какие-то ремонтники покупают еду и как-то косятся на меня (да и продавщица поглядывает). Магаз маленький, но вкусняшек полно, поэтому зову внутрь Сашу, для помощи в выборе, и когда она входит, я понимаю, почему на меня так косились: внутри, на свету, стало видно, что наши лица покрыты слоем чернозёмной пыли (помните авто и комбайн?).

У магаза задержались на уничтожение булочки с газировкой и поспешили ехать – времени совсем мало, начинало темнеть. От магазина вниз под горку по посёлку – у магаза остыли, теперь совсем замерзаем. В конце спуска направо, промеж домов крутой спуск к реке и выезжаем на луг. Посёлок сзади живописно стоит на холме, подмигивая нам в сумерках огоньками окон и фонарей. После луга начинается буш с рыбацкими стоянками, на крайней от луга расположилась компания с музыкой. По стоянкам видно, что люди здесь оочень частые гости (близость населёнки сказывается), так что вызывает опасение наличие свободных стоянок и дров.

Но зря мы переживали – время года и будний день, делают своё дело. Мы даже покатались туда-сюда и повыбирали. Вставали уже в темноте, поэтому наличие сушин и их расположение выяснить сразу было невозможно. Мне пришлось довольно много времени потратить на поиск, распил и доставку топлива к костру. А топлива надо было много – вечер ожидался ничуть не теплее предыдущего, а ветер, несмотря на кустарник вокруг, всё же продувал лагерь.

Но холод холодом, а ополоснуться надо. Спускаюсь к реке, а там прикованная стальным тросом лодка. Прямо в воде. Чуть повыше к дереву так же цепью с замком пристёгнуты вёсла. А не придёт ли вскоре (или рано утром) к лодке хозяин? Но в итоге никто не пришёл, зато лодка послужила нам плавающим пирсом для входа в воду при купании. Берег, как обычно, был илистым, а на банке лодки, так удобно было складывать шмот и полотенце. После купания бежим к жаркому костру обсыхать. Готовка, поедание, чай, разговоры… И холод уже не так чувствуется.

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет