27.09.2020 - Ичалковские пещеры

Довольно давно хотели съездить, и вот, этой осенью, наконец-то, выбрались.
Попасть в Ичалковский бор можно на машине, как сделали мы, а можно и сплавляясь по реке Пьяна. На берегу есть площадка под палатки. Обычно там начинаются или заканчиваются маршруты. Сплав по Пьяне тоже у нас в планах, но уж совсем в дальних)
Моя подборка информации по этим местам, как всегда, в гугл доках. По ходу рассказа буду писать про самые интересные моменты, а остальное можно там почитать.
В начале есть немного про Ичалковскую ГЭС, но туда мы не ходили, а издалека не видно было.

Дорога к пещерам

Машину оставили у входа в бор. На деревьях желтела листва, солнышко пробивалось через неё и освещало тропинку. Да и температура была комфортная. Такое запоздавшее бабье лето.
До пещер по лесу идти около 1.5 км. От берега реки плавно поднимаемся вверх примерно на 20м. Этот высокий берег образован известняковыми породами (их как раз добывают в карьере неподалеку).
Известняк является мягкой породой, поэтому со временем он вымывался водами Пьяны, порода над образовавшимися полостями обрушалась и образовывались карстовые воронки и провалы. И действительно, чем дальше мы шли по лесу, тем более неровной становилась земля. Как будто перекопано все. Очень непривычно и немного не по себе — а вдруг прямо сейчас еще что-то обвалится?
Но тропинка была достаточно натоптана, никаких следов обвалов на ней не было, что немного успокаивало. Мы даже прошли по «мостику» между двумя провалами.

Пришли к развилке с лавочкой и деревом посередине. Сначала поворачиваем направо. В этой стороне основное скопление провалов с пещерами. Везде висят информационные щиты со схемами, так что проблем с ориентированием не было.

Описание пещер

Вообще слово «пещеры» вызывает в голове картинки какой-нибудь Новоафонской пещеры с протяженностью ходов сотни метров ну или, на худой конец, меловые пещеры на Дону. Так вот, забудьте все, что вы знали о пещерах раньше. Тут они совсем другие. Имеют форму «сапога» — провал и небольшая камера сбоку.
Сперва идем к Ледяной пещере. Примечательна тем, что как в любой уважающей себя пещере в ней холодно летом. Пишут, что температура не поднимается выше -3 и лежит лед, но мы не заметили этого. Да, прохладно, но вот ни льда, ни воды не было.
По схеме выше видно, что надо сначала спуститься на дно провала, а потом подняться немного и тогда уже можно спуститься в пещеру. Спуск достаточно крутой, но никакого спец.оборудования не требует. Главное быть в удобной обуви, не торопиться и адекватно оценивать свои возможности. Ну и в сырую погоду там делать нечего. Очень скользко будет.
Вид изнутри:

Следующая — Старцева пещера. Там обывателю особо делать нечего — очень уж крутые стенки, а вот альпинисты тренируются. В соседней Безымянной пещере тоже занимаются альпинисты. Но, к счастью, туда можно спуститься и самостоятельно. Это, пожалуй, самая интересная пещера. С одной стороны спуск по причудливым образованиям. Что-то похожее на стены замка с башенками, арками и проходами под ними.
С другой стороны — высокий грот с небольшой пещерой, на потолке которой мы увидели следы древних моллюсков.

Еще слазили в Студенческую пещеру. Вход в нее узковат — надо голову беречь. Но дальше расширяется.
В этой локации все примечательные объекты осмотрели, возвращаемся к развилке с лавочкой и идем по второй тропинке.
Справа по ходу движения разверзся огромный овраг 200 на 150 метров и глубиной 25 метров. Есть довольно крутая тропинка, ведущая вниз, но желающих спускаться не нашлось. Называется провал — Кулева Яма. Одна из версий происхождения такая: сюда бросали трупы самоубийц, зашивая их предварительно в кули.
Идем дальше, к Теплой пещере. Я и в неё слазила. Описание в интернете говорит, что на дне есть озеро глубиной полтора метра, но его я не обнаружила. А Теплая пещера потому что зимой температура тут не опускается ниже +3.
Вот мы и обошли самые известные пещеры. Но вообще на OSM можно увидеть еще несколько отмеченных пещер, и наверняка есть неотмеченные. Но тропинки натоптаны только к тем, про которые я написала. Мы попробовали немного обойти основную дорожку, но параллельная тропинка заметно менее нахожена, а через пару десятков метров вообще становится больше похожей на канаву. Т.е. если есть желание охватить большую территорию (например, спуститься к Пьяне), то лучше брать навигатор.

На обратном пути устроили пикник. Наслаждались видом осеннего леса. Совсем не хотелось уходить отсюда.

Что в итоге — отличная вышла прогулка! И погода не подвела, и осенняя природа самая красивая, и место интересное. Вот только ехать далеко от Нижнего Новгорода, но оно того стоит.
Все фото из этой поездки можно посмотреть в альбоме
А в предыдущий раз мы ездили в усадьбу Приклонских-Рукавишниковых. О ней можно прочитать тут, а все поездки можно найти по тегу Нижегородская область.