Мой вывих ключицы. Часть 3

Продолжаю свой рассказ о вывихе ключицы и его лечении. Вторая часть тут

26.07 - по н.в. реабилитация

Травматолог дал мне контакты нескольких реабилитологов. В итоге выбрала по принципу куда удобнее ездить - Спортфизио на Белорусской.

Первый месяц реабилитации

Итак, моя реабилитация началась на 6 неделе после операции. На первой консультации Фёдор посмотрел мою выписку, покрутил руку в разные стороны. Потом мы сделали упражнения для пассивной разработки руки - здоровой рукой растягивала больную, а ещё растягивание с опорой на подоконник. Также мне разрешили спать без повязки, но если куда-то надо ехать, то надевала её еще неделю. В остальном ограничения по движению рукой оставались. 

Первое время я старалась ходить по 2 раза в неделю. Часть занятия, которое занимало 30-40 минут Полина или Фёдор тянули мне руку, а потом я сама делала упражнения, которые буду повторять дома. 

На 8 неделе начались активные упражнения. Тогда же мне разрешили спать на правом боку и свободно поднимать руку куда могу. Осталось только ограничение на ношение тяжестей. Я стала работать за компом обеими руками, а вот спать как люблю еще не получалось, т.к. рука еще не гнулась достаточно, чтобы могла её под подушку положить.

Занималась я 3-4 раза в день минут по 15. В начале комплекс состоял из нескольких упражнений, поэтому не занимал много времени. Пассивное растяжение шло достаточно быстро. К концу первого месяца могла поднять руку вперед и вбок почти на полные углы. Проблемы были с наружней и внутренней ротацией и разведением рук в стороны. Над этим я до сих пор работаю, чтобы довести до 100%. А тогда для меня более сложными были силовые упражнения. Мышцы за 2 месяца бездействия (до и после операции) очень ослабли. Больше всего "боли" было с таким упражнением - встаешь лицом к стенке, рука согнута в локте, ладонь на стене на уровне груди. Далее надо поднимать руку, скользя по стене ладонью до полного разгибания. Тогда это простое задание было для меня ооочень тяжелым!

Второй месяц реабилитации

Ни во время, ни после упражнений у меня ничего не болело (ну не считая небольшой боли в мышцах после нагрузки и иногда небольших отеков после растяжки на занятии). Думаю, что это связано с тем, что четко следовала рекомендациям и не бежала впереди паровоза. На второй месяц реабилитации заикнулась о том когда же можно будет сесть на вел? Мне Фёдор объяснил, что сначала я должна так накачать руку, чтобы могла отжиматься, чтобы при падении скомпенсировать удар. С того дня добавила в свою программу отжимания. Сначала делала от подоконника, потом с колен, а в конце и от пола.

Оказалось, что и восстановление движений в плече происходит по закону Парето. За первый месяц у меня был очень заметный прогресс, а потом началась унылая ежедневная работа, дающая очень небольшой результат. Прогресс был, но все казалось теперь тааак медленно происходит. Оказалось сложно найти мотивацию продолжать в том же объеме, не видя сразу результатов. А ещё количество упражнений увеличилось и вместо 15 минут я стала тратить до 40 на их выполнение. Делать комплекс 4 раза в день, как раньше уже было слишком долго, поэтому сначала я перешла на 3, а потом и на 2 в день (по согласованию с реабилитологом). В общем, хочу сказать, что надо быть готовым к таким проблемам, и не бросать тренировок. Оглядываясь назад на свои записи, могу подитожить, что за второй месяц я прибавила в силе - уже в быту активно пользовалась рукой как раньше - подержать тарелку, достать что-то с верхней полки, открыть дверь, помыть голову (да, до этого приходилось мыть голову с посторонней помощью) и т.д. Растяжка тоже приносила результат - я теперь могла заводить руку за спину, что позволило мне снова надевать лямки рюкзака на оба плеча (рюкзак, конечно только легкий так носила), а то на одном плече уже надоело и было очень неудобно.

Третий, четвертый месяц реабилитации

Я очень старалась отжиматься и теперь могу полностью отжаться с колен целых 5 раз! По такому случаю я решила 1 октября впервые с момента падения сесть на вел. Было очень волнительно, берегла руку, ехала только по ровному, на бордюрах спешивалась. Сделала кружок вокруг дома, примерно 10 км. Полет нормальный. Рука немного устала, но ничего не болит. Какая же радость снова сесть на вел! Сегодня прямо праздник у меня! Следующую неделю я добавила упражнения для ног, а 8.10 уже поехали в полноценную катушку на Бельское болото, куда давно собиралась, да так и не доехала. Там уже и грунтовки, и немного корешков было. Рука справилась хорошо, а вот мышцы ног с непривычки забились всего на 56км. Но уже через неделю 15.10 мы поехали снова кататься, и там я уже преодолела обычные рабочие 97км, и я решила для себя, что вернулась в форму. Но, конечно, старалась ездить внимательно и плавно, вел только здоровой рукой поднимала.

На занятия стала ходить раз в неделю, на растяжку в основном, т.к. сама не могла никак растянуть свою ротацию. Прогресс все так же был, но очень медленно. Я прямо страдала от того, как медленно это все идет, но продолжала заставлять себя ежедневно заниматься, понимая, что само оно уж точно не растянется.

Пятый месяц реабилитации

Ходила на занятия раз в 2 недели. Спросила у реабилитолога имеет ли мне вообще смысл дальше пытаться растягивать руку или я уже достигла своего предела? Он сказал, что тянуть и заниматься стоит пока есть прогресс. Могу, конечно, попробовать сходить к кому-то еще, но он считает, что у меня сейчас адекватная реабилитация. 

Я решила ни к кому пока не ходить, а попробовать погуглить упражнения для плеча, позаниматься и посмотреть как пойдет. В итоге нашла несколько видео реабилитации руки. В части из них были те же упражнения, что у меня. Но я решила попробовать что-то новое. Первое видео - небольшой комплекс упражнений с гантелями, мячом, лентой от Александра Сахний. Делала его раз в день + отжимания. Другое видео - растяжка с помощью укладок на канале "Вылечимся сами". Вот ссылка на плейлист ЛФК для плечевого сустава. Надо положить руку в то положение, которое требуется растянуть, подложив снизу полотенце для нужного уровня, а сверху что-то тяжелое и лежать так 10 минут. Уже через пару дней мне показалось, что смена тактики пошла мне на пользу. Подвижность руки в плече стала лучше, углы увеличились. На очередном занятии рассказала об этом Федору. Он порадовался, что нашла что-то, что мне помогает, но предостерег, чтобы не переусердствовала с растягиванием таким способом.

Далее было два важных события. Во-первых, я сделала последний рентген, и Николай Николаевич отпустил меня на все 4 стороны, пожелав больше не падать так неудачно. Второе - я была на последнем занятии в этом году. Федор протестировал ротацию и силу в руке. По ротации в паре моментов надо дорабатывать, дал мне рекомендации по упражнениям (в сочетании с укладками я теперь вижу эффект от этих упражнений, хотя раньше они не приносили результата). Некоторым мышцам я недостаточно внимания уделяла (да и вообще больше растяжкой занималась, а не силой), так что их надо еще подкачать. Тоже дал мне упражнения с резинкой. Далее может буду раз в 1-1.5 месяца ходить, чтобы что-то еще доработать.

Небольшое отступление - про расходы

Восстановление зуба - 3000

Консультация перед операцией, операция, снятие швов - 185000

Рентгены перед и после операции (7 раз) - 13500

Анализы перед операцией - 22000

Лекарства, повязка и прочие расходные материалы - 13500

Реабилитация - 68000

Т.е. всего вышло 305 тысяч (я округляла). Можно бы было сэкономить - найти где анализы и рентгены подешевле делать или на реабилитацию реже ходить, но, думаю, что это могло бы уменьшить сумму процентов на десять, не более.

Итоги

И вот настало 21.12 - семь месяцев с травмы, полгода после операции, почти пять месяцев реабилитации - время подвести итоги. Сейчас, когда пользуюсь рукой, то почти не вспоминаю, что была травма и операция на ней. Разница чувствуется только когда надо отводить руку в крайние положения - до сих пор не во всех положениях смогла добиться 100%. Еще пока есть разница в силе, но это тоже в основном заметно во время упражнений, а не в обычной жизни. Единственный момент, который немного мешает - верхняя "пуговица" расположена поперек ключицы, немного выдается над костью и хорошо прощупывается под кожей. Иногда после долгого ношения тяжелого рюкзака это место натирает. Так что я радуюсь, что уже давно поменяла пеший туризм на вело.

В общем, с небольшими оговорками, считаю, что у меня теперь обе руки здоровые. На этом, наверное, завершу свое повествование. Далее планирую не останавливаться на достигнутом, а продолжать стремиться к идеалу, т.е. чтобы разницы между правой и левой рукой не было заметно. Буду раз в день тянуть руку и раз в день делать упражнения на силу. Фёдор рекомендовал ходить в тренажерку, но на это у меня вряд ли силы воли хватит. Мне проще ежедневно дома заниматься, чем заставить себя куда-то идти. Приобрела себе резинки для фитнеса разной жесткости. Буду менять от слабой к более сильным со временем. Сначала я занималась с бутылками с водой, но больше 1.5 кг уже неудобно использовать, а мне уже нужен больший вес. С резинками в этом плане удобнее регулировать нагрузку, а еще их можно взять с собой куда угодно (гантели так не потаскаешь).

Надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен. Не болейте!


Комментарии