Мой вывих ключицы. Часть 2

Продолжаю свой рассказ о вывихе ключицы и его лечении. В этой части расскажу про операцию и первые недели после неё. Первая часть тут.


21-22.06 операция

Мне предстояла артроскопия АКС с фиксацией с помощью "пуговиц". Здесь хорошая подробная статья про вывих АКС в целом и про такую операцию в частности. Операция считается малоинвазивной, на следующий день выписывают из больницы, можно сразу двигать рукой в кисти и в локте, первое время днем и во время сна рука фиксируется специальной мягкой повязкой. По словам врача, уже с первых дней могу возвращаться к обычной жизни, только без правой руки. Но, как оказалось дальше, понятия “обычной” жизни у нас разные. Об этом позже, а пока расскажу про операцию.

Утром 21 приехала в клинику. Была консультация с терапевтом, где мне указали на небольшое отклонение от нормы билирубина и учащенный пульс на ЭКГ. Терапевт сообщила, что это не является противопоказанием к операции и ответила на мои вопросы чем вообще эти отклонения грозят и что с ними делать.

Потом я поднялась в палату, вскоре пришел ассистент хирурга, рассказал немного об операции. За ним пришел анестезиолог. Удивил меня, что оказывается бывают разные виды анестезии (я в интернете начиталась, что будет полный наркоз с трубкой в горле). Рассказал про три вида анестезии, которые мне предлагает и указал какой считает предпочтительным. Было очень интересно. Я, оказывается, совсем ничего не знала об анестезии. В итоге прислушалась к доктору и выбрала проводниковую анестезию плеча и седацию пропофолом. 

Через 5 минут пришла медсестра, и что-то вколола в попу. Потом должна была приехать каталка, я бы на неё легла и меня бы отвезли в операционную. Там вкололи анестезию в плечо и седацию в вену. Потом бы анестезиолог во время операции отслеживал давление, пульс, дыхание. А после операции дождался бы пока я очнусь, перелягу на каталку и меня отвезут в палату. Но ничего такого я не помню! Заснула в палате около 11, проснулась в палате уже с прооперированным плечом ближе к 14.

С трудом набрала сообщение родным, что все ок, и заснула обратно. Через пару часов проснулась уже с ясной головой. Ко мне несколько раз заглядывали врач и медсестры, спрашивали как я, могу ли пальцами шевелить, кололи в катетер обезболивающее.

Когда проснулась первый раз, то рука еще была онемевшая, ничего не чувствовала, еще пальцы показались ледяными, могла шевелить пальцами, но они двигались не так, как я хочу. Когда проснулась через пару часов, то рука уже начала отходить. Пальцы стали нормальной температуры, уже могла легко их сгибать, в предплечье немного покалывало (примерно как после того, как отлежишь руку). В покое ничего не болело, небольшая боль была, когда двигала тело. Настроение у меня было хорошее, я сама сходила в туалет (мне сказали, что при первом вставании с кровати надо вызвать медсестру для подстраховки. Встала без проблем), потом попросила погреть мне еду. С удовольствием все съела, потом то лежала смотрела ютуб, то дремала. Около 9 вечера произвела ревизию еды в холодильнике. Мне полагался обед, ужин и завтрак. На мой взгляд, еды было маловато (аппетит у меня хороший), немного пожалела, что не взяла с собой ничего на перекус. Еще раз поела (теперь уже не в кровати, а за столом) и пошла валяться дальше. Где-то к 23 решила, что пора уже укладываться спать. Почистила зубы и легла. Сначала вроде заснула, но неглубоким сном. Через какое-то время проснулась от дискомфорта в плече, оно не болело, но мешало спать. Начала искать удобное положение. Ложилась то так, то эдак, поднимала и опускала спинку кровати, даже сделала валик из полотенца и подложила под левое плечо. Так я прокрутилась всю ночь то засыпая, то просыпаясь снова. Только к утру заснула и проспала до 9. Позавтракала, мне сделали очередные уколы (антибиотик и обезболивающее, кажется), потом ближе к 12 пришли врач с ассистентом, сделали перевязку, рассказали как её потом менять, какие лекарства пить и колоть и вообще как жить ближайшие две недели до снятия швов. 




К 14 приехал Леша, мне сделали еще один укольчик на дорожку, и мы поехали домой. Сначала хотела на такси, но потом подумала, что на метро и электричке будет лучше, а в машине укачает еще как обычно. По дороге еще забрали заказанные лекарства в аптеке. Дорогу перенесла хорошо, только немного чувствовалась слабость и ооочень медленно шла. Дома поела и отправилась спать. Устроила себе гнездышко из подушек и отлично выспалась. Ночью тоже спокойно спала, только минут 10 укладывалась и искала правильное положение. 


Небольшое лирическое отступление. Отзыв о клинике MajorClinic и травматологе Николае Николаевиче Гнелице.

Выше уже что-то писала, тут резюмирую. Николая Николаевича мне посоветовала знакомая, которая у него делала операцию на коленях. Плюс еще одну рекомендацию его же получила от знакомой родителей. Да и отзывы в сети характеризовали его как профессионала. В плане медицины у меня никаких нареканий пока нет. Перед операцией я была у НН на консультации, где за 40 минут получила ответы на все интересующие меня вопросы. Проблем после операции не было, особо ничего не болело. Первые месяцы были небольшие проблемы с рубцом после операции, сначала он долго заживал, потом был грубым и его надо было разминать, но еще через какие-то время все рассосалось, сейчас через полгода никаких проблем нет. Видимо, это были особенности заживления. Сам рубец плоский, не зудел, не болел, выглядит нормально.

А вот в чем согласна с другими авторами отзывов, так это с тем, что есть сложности с коммуникацией. Все сухо, по делу, четко - что пить, когда присылать фото шва и снимки для контроля. По снимкам все ок - присылайте следующий через n недель. По шву все понятно, я вам напишу когда приезжать снимать. И ты сидишь несколько дней и ждешь когда тебе напишут и не понимаешь чего мы ждем, если уже прошло 2 недели и в выписке написано, что пора снимать. Чтобы получить какое-то объяснение надо проявить инициативу. Конечно, хотелось бы получать больше информации по ходу лечения и не выуживать её. Хотя может я и не права, а пациент должен довериться профессионалу и не задавать лишних вопросов?!

По клинике - я её не выбирала, в ней работает Н.Н.. К врачам вопросов нет, на мой взгляд все сработали хорошо. Терапевт по анализам проконсультировала, анестезиолог все про варианты анестезии и возможные осложнения рассказал. Заснула и очнулась в палате, от анестезии достаточно легко отходила, никаких последствий нет, только чувствительность в плече полностью лишь спустя месяц восстановилась, но об этом меня заранее предупредили. 

А вот в плане организации были проблемы. Сначала я никак не могла дозвониться до ассистентки Ирины, чтобы записаться на предоперационные обследования. Только на следующий день получилось. Потом вроде все ок, анализы сдала, мне сказали, что на операцию к 10:30 приезжать. Вечером накануне звоню врачу, чтобы сказать, что все в силе, завтра к 10:30 приеду. Пауза. “А вам разве не сообщили, что вас поменяли местами с другой пациенткой и теперь вам к 8?”. Думаю, вот это я удачно позвонила! Мне до клиники 2 часа ехать, если бы я узнала о новом времени с утра, то все-равно бы раньше 10 не смогла бы приехать и вообще бы может в этот день ничего бы мне не сделали. А еще хорошо, что решила заранее заехать забрать заказанные чулки и повязку, а не утром перед операцией, как планировала раньше. 

Ну ок, подкорректировались планы, хорошо, что вовремя об этом узнала. Приезжаю к 8 в клинику, иду к терапевту на консультацию, а мне говорят, что я на 9 записана, т.е. еще час сидеть ждать. И зачем приехала, спрашивается? Оказалось, что время записи тоже забыли поменять. 

Ладно, поднимаюсь в палату, размещаюсь. Пришел хирург-ассистент, опросил, про операцию рассказал и спрашивает буду ли больничный брать. Я говорю, да, на 2 дня. А он говорит, что минимум на 2 недели открывают, либо два дня за свой счет. Ну вот, а я ведь заранее у Ирины спрашивала про больничный, и она меня заверила, что на сколько мне надо, на столько и дадут. Я работаю из дома за компом. Мне смысла нет сидеть на больничном 2 недели. И вот в день операции (и так нервное занятие) приходится еще и этот вопрос срочно решать пока меня не увезли. К счастью, с работодателем договорились, что эти два дня потом отработаю и больничный не стала брать.

Дальше все ок, медсестры помогли натянуть чулки, потом кормили, чаем поили. На следующий день ближе к обеду приходит врач, рассказывает про дальнейшее лечение, про антикоагулянты говорит, что первое время их лучше колоть, а не в таблетках и уже хочет меня выписывать, как в разговоре выясняется, что мне уже сегодня должны были в живот первый укол сделать. А мне ничего не сделали, и в назначении, как выяснилось, тоже этого нет. Уж не знаю кто отвечает за это, но мне, как пациенту не нравится, что про такие вещи как время операции или назначение противотромбозного я узнаю вдруг потому что удачно спросила.


23.06 - 26.07 до начала реабилитации

На следующий день, 23.06 уже вернулась к работе. В целом особо ничего не беспокоило, не болело. Только раз в пару часов лежала отдыхала минут по 10, а в обед устраивала себе тихий час. Когда сидела за компом, то расстегивала повязку, а когда надо было куда-то выйти, то надевала обратно.

Ссылка на повязку


Вечером скучать было некогда. Надо помыться - надо заклеивать пленкой плечо, чтобы вода не попала, на веревочку руку вешать. Потом перевязка - отклеить, помазать, подсушить, заклеить, повторить три раза - на каждом шве. Раз в два дня еще сделать фото шва и отправить доктору для контроля. Далее надо сделать инъекцию в живот, с непривычки очень нервное занятие. 


Еще в течение дня надо разрабатывать кисть и локоть, съесть витамин Д3 и кальций, антибиотик. Так же мне доктор посоветовал побольше есть белков, которые нужны для восстановления тканей, поэтому я изучила продукты, где их побольше и поменяла свой рацион. Но с этим главное не переусердствовать. Я вот перестаралась, стала есть больше белков (мясо, рыба, молочка, бобы), а на фрукты и овощи, которые обычно ем, уже сил не было. Поэтому заполучила запор. После чего вернулась к своей обычной еде, но стала чуть больше есть белковой пищи и купила мешок протеина, пью по порции на ночь, что дает дополнительно 22г белка.

Первые 3-4 дня была слабость, много спала и отдыхала. Сходить в магазин - подвиг. Долго укладывалась перед сном, подбирая удобное положение плеча, чтобы ничего не тянуло и не болело. Еще сохранялось онемение в шее и в ухе, почти не было чувствительности в плече в месте операции.


На второй неделе силы вернулись, уже гуляла по часу и более, начала что-то сама готовить, какие-то другие дела по дому делать. Укладываться спать стало проще - боли в плече уменьшились. Повязку стала надевать только на прогулки и на ночь. А так сидела и ходила без неё. После того как закончился курс инъекций вообще прекрасно стало, уж очень нервно было их делать.

Еще получилось, что в повязке плечо смещено вперед. Когда почувствовала себя лучше, то стала отводить плечи назад. После первого дня таких “упражнений” у меня заболел грудинный конец ключицы. Через пару дней все прошло, но в начале я испугалась “а вдруг там связка порвалась тоже?!”, хотя умом и понимала, что это от того, что была иммобилизация плеча в одном положении.


А вот так выглядят швы. Под длинным как раз пуговица стоит, а маленькие нужны для манипуляторов.




8.07 поехала на снятие швов + делали контрольный рентген. Вообще по выписке надо было через 2 недели после операции, но большой шов медленно заживал, поэтому позже. При осмотре доктор сказал, что большой шов рано снимать, он все еще “дышит”. Предложил либо через пару дней к ним в клинику приехать, либо самостоятельно дома и объяснил как. Вроде ничего сложного - потянуть с одной стороны немного, обрезать леску, а потом с другой стороны вытащить. Маленькие швы сняли, оставались еще корочки на них. До тех пор пока сами не отвалятся - нельзя мочить и пару дней еще делать перевязки.


Я подождала еще, и 12.07 пошла в травмпункт по месту жительства, рассудив, что там мне шов лучше снимут, чем если я сама этим займусь. Отсидев небольшую очередь, заглядываю в кабинет и прошу снять мне швы. Объясняю, что там все просто. Врач не очень-то горел желанием это делать, отправлял в клинику, где накладывали швы. Но после непродолжительных уговоров сдался, предупредив, что никаких гарантий на успех не дает. Меня отправили в процедурный, пришла медсестра, достала антисептик. Врач велел ей продезинфицировать шов. Она наливает на кусочек бинта хлоргексидин и как начинает с силой протирать шов. Я немного напряглась, но сижу, молчу. Потом врач сказал ей оттянуть один конец шва и обрезать нить (вот уже не помню ножницами или скальпелем, в клинике точно скальпель был). А потом легким движением руки вынули второй конец. Врач: “О, все получилось!”. А потом такой присмотрелся к шву и спрашивает меня - а что это болтается? А это медсестра так рьяно терла шов, что содрала мне корочку(

Потом меня заклеили моим пластырем (хорошо, что взяла с собой пачку) и отпустили. Спасибо, что сняли шов, но хотелось бы как-то поаккуратнее. 


С маленьких швов корочки через пару дней сами отвалились, а на большом заново все заживало после похода в травму, поэтому процесс затянулся. После 5 недель после операции шрам все еще слабенький был. На первом приеме у реабилитолога после небольшого трения снова закровил, снова заживало. Передние швы реабилитолог посоветовал разминать дважды в день, на задний можно забить, т.к. он самый маленький. И снова проблемы с самым большим - словно кожа приросла насквозь к ключице. Я давлю на него и немного сдвигаю в разные стороны. Сначала “приросшей” была область примерно 1,5 см. Спустя 2,5 недели упражнений кожа все еще не полностью двигалась, а под ней чувствовалось уплотнение. Но потихоньку все окончательно зажило и рассосалось.


Но вернемся немного назад. После снятия всех швов жить стало еще лучше - почти не осталось ощущения стянутости и болей, когда пыталась улечься на спину. Ну и в целом с каждым днем чувствовала, что рука заживает, хотя все так же продолжала её беречь и строго следовать рекомендациям - на улицу и ночью надевала повязку, руку не отводила от тела, ничего тяжелого в ней не носила, несколько раз в день разминала в кисти и в локте. Нашла в группе “Вывих плеча” ссылку на руководство по реабилитации (оно в закрепленных сообщениях), делала оттуда упражнения для кисти и локтя. Меня немного напрягало, что рука наружу плохо поворачивается при вращении в локте, спросила об этом травматолога, но он заверил, что надо продолжать и со временем все восстановится. Так что я тянула руку наружу.


21.07, спустя месяц сделала еще один рентген, и доктор дал добро на реабилитацию. Ура, наконец-то! А то уже порядком надоело уже просто так сидеть и ничего не делать рукой. К этому моменту я уже спокойно укладывалась на спину, без боли. Чувствительность в плече после анестезии тоже полностью восстановилась.


Это рентген через два месяца, но вообще они все одинаковые. Белые полоски это как раз пуговицы. И еще в ключице видно просверленное отверстие.



Следующая часть

 

Комментарии