29.04-01.05 На байдарках по Керженцу

По предложению сестры Маши собрались всей семьей тряхнуть стариной и отправиться в поход на байдарках.

В этот раз шли по другой реке (обычно это был Лух) и с другим оргом (но тоже Алексеем). К сожалению, в последний момент родителям пришлось отказаться от участия, поэтому мы с Машей отправились вдвоем.

29.04. День 1

Народу собралось много, целых 25 человек! Добирались до старта на двух машинах. Приехали, выгрузились. Погода летняя - светит солнце, припекает. Потихоньку начинаем разбирать вещи, гермы (каждому участнику выдавали на 80-100л для личных вещей), готовить завтрак.

Подготовившись (намазалась солнцезащитным кремом, надела кепку и очки, взяла технические перчатки), пошла тоже собирать байдарки. Вскоре ко мне и Маша присоединилась. Леша нам напомнил как собирать каркас, и мы собрали одну байдарку. Ну не останавливаться же на этом, так хорошо дело идет. Поэтому мы сначала собрали еще одну байдарку, а потом еще одну. На этом несобранные байдарки, к сожалению закончились.

И мы отправились к столу смотреть что там с едой. Гречка и сосиски еще варились. Надо было порезать салат, чем мы и занялись вместе с другими девушками. На 25 человек было всего 5 девушек - я, Маша, Аня, Маша и Настя. Аня занималась гречкой, а мы вчетвером стали резать салат.

Тут отмечу что в отличие от велопоходов, где все приходится тащить на себе, на водных можно позволить себе ехать с комфортом и брать намного больше вещей. Поэтому у нас были и столы, и стулья, и куча досок-ножей, каны, ведра, тазики в ассортименте. Еще были кружки-ложки-миски для всех, т.е. можно и посуду свою не брать.

Вскоре еда была готова. Из непривычного - не было дежурного, который всем одинаковые порции накладывает. Каждый мог сам брать сколько хочет. Из-за этого иногда кому-то не хватало еды.. Позавтракав (пообедав?), начали потихоньку грузить вещи в байдарки и отчаливать.

Мы с Машей шли в двойке. Леша все предлагал рассадить нас и выдать по парню, чтобы греб, но мы хотели именно вместе, а то ведь и так редко видимся. Тогда нам дали совсем что-то легкое из общака, спустили на воду, и мы пошли.

Так здорово было снова сидеть в байдарке, грести, любоваться на водную гладь и зеленые берега. Мы с Машей болтали о чем-то, обсуждали куда еще можно в поход сходить.

Но вскоре мы заметили впереди сгущающиеся тучки, а через некоторое время и дождь стал накрапывать. Все сильнее и сильнее. Надели дождевики, сидим мокнем. Хорошо хоть тепло было. Дождь стал меньше, но не прекратился. Так и гребли под ним. Но потом все-таки он закончился, а за очередным поворотом мы увидели байдарки на берегу - встаем на обед.

Уже и костер есть. Все стоят сушатся, греются. Сначала Леша хотел только чай сделать и бутеры поесть, но Маша настояла на супе, который был по плану. Так что мы занялись готовкой.

Не хватало еще двух байдарок (всего у нас было целых 12!), поэтому Леша налегке отправился на поиски. Но далеко отойти не успел - байдарки уже подходили к нам. Я как раз смотрела в ту сторону. Вдруг (не поняла из-за чего) одна из байдарок уже почти у берега переворачивается. Хорошо, что там мелко - можно стоять. Ребята сами обратно переворачивают байду. Вроде ничего не успевает уплыть, но сами они все мокрые. Леша командует собрать побольше дров, чтобы отогревать их.

Суп и чай готовы - горячее как нельзя кстати после дождя. Пообедали, собираем вещи, отправляемся. Леша рассказывает, что впереди будет развилка, на которой надо направо повернуть, а где-то за ней уже будем ночевку искать.

Теперь идем кучно, не растягиваемся сильно, как до обеда. Вот и развилка. Я на что-то отвлеклась и не смотрела вперед, а в следующий момент слышу странные звуки и вижу, что еще одна байдарка перевернута, а пассажиры цепляются за дерево, лежащее в воде. Рядом еще одна байдарка, ребята пытаются помочь "перевертышам", советуют как перевернуть обратно байдарку (она набрала воды и встала боком), ловят вещи. А вещи тем временем вымывает из байдарки течением и уносит вперед. Мы с Машей в шоке, даже не знаем что делать. Стали тоже ловить вещи, выловили весла и тапки, куртку, пристали к берегу и стали звать к себе перевернувшихся парней. Они тоже никак не могли сориентироваться - один стоял посередине реки, а второй так и продолжал сидеть на дереве. В конце концов они дошли/доплыли до нас. Я их все убеждала раздеться и хотя бы выжать вещи, чтобы стало теплее. Пойти поискать ветки, чтобы разжечь костер и погреться, но они так и стояли. Тем временем байдарку удалось боком отогнать к низкому берегу ниже по течению и вылить воду.

Мы пока копаемся на другом берегу. Я краем глаза замечаю другую байдарку, которая поворачивает налево, куда нам не надо, и скрывается за поворотом. Еще через пару минут замечаю как с берега бегут какие-то люди (рыбаки) и бросают веревку. "Блин, похоже, и там кто-то перевернулся" - мои мысли подтверждает синяя герма, выплывающая из-за угла. Понимаю, что одним нам уже не справиться с этим. Отчаливаем с Машей, чтобы впереди нагнать Лешу и сообщить ему, что все попереворачивались. А виной всему алкоголь. Парни, видимо, решили за один день уничтожить все, что у них с собой было. И вот результат...

Оказалось, что ночевка буквально в сотне метров от поворота, и все уже в курсе. Леша на пустой байдарке проходит мимо нас, чтобы забрать перевернувшихся. Сообщаю ему еще об одной байдарке.

Причаливаем к стоянке. Тут еще квест выбраться наверх, т.к. после дождя все сырое, подъем крутой и скользкий.

Прошли мы около 8км и встали недалеко от впадения р. Большая Великуша (если я правильно определила)

Выбрались, идем ставить палатку. После возвращаюсь к лагерю и костру. У нас с собой была бензопила, так что дрова быстро добыли, а вот костер все никак не разгорался, т.к. снаружи все сырое. А костра-то хочется! Уже стало темнеть и холодать. Я сначала пыталась разжечь, подкладывая более мелкие ветки, потом сообразила, что надо расколоть поленья - сухая сердцевина быстрее разгорится. И тогда дело пошло. Еще раскладывала мокрые поленья вокруг костра, чтобы подсыхали. Правда приходилось следить за ними, а то их тут же подкидывали в костер.

Тем временем, другие участники натягивали два тента, т.к. дождь снова пошел. Под тентом поставили столик и сложили на него и под него еду. Кстати, что-то из еды все-таки уплыло, но не знаю что точно. Мы в итоге не голодали.

Все байдарки пригнали и вытащили наверх, палатки поставили, народ стал скапливаться у костра греться и сушить вещи. На ужин у нас было мясо (везли в холодильнике) и картошка. Почистили, порезали, поставили готовиться, но это дело долгое...

Еще Леша сказал, что уже готова баня (палатка, печка и топливные брикеты, поэтому баня делается быстро). Я решила пойти погреться в баню пока готовится ужин и потом переодеться в сухое.

Тут очень пригодилась герма. Накидала в неё сухие вещи, пакет с мокрыми и спокойно оставила герму у входа в баню. Внутри было тепло и влажно. Почему-то почти все сидели в одежде и говорили что они так сушатся. Наверное, если промок насквозь, то начнешь сохнуть, но у меня-то вещи уже подсохли, так что правильно, что их снаружи оставила. Мне выдали пенку, и я уселась греться. Стало хорошо, наконец-то можно расслабиться. Тем более, что соседи что-то интересное рассказывали и делились впечатлениями от сегодняшнего дня. В начале я просто согрелась, а потом почувствовала, что и кожа высохла. Пора было уступать место другим и перемещаться поближе к костру и еде.

В сухой одежде стало совсем тепло, дождь закончился, жизнь налаживалась. У костра еще немного подсушила штаны и терму. Тут и ужин был готов. Проглотила картошку и мясо. Вкусно) Но хотелось бы чего-то посытнее, крупы какой-нибудь после такого нервного дня.

Поели, согрелись, дождь закончился, чай готов, дров полно. Теперь хочется и у костра посидеть как надо - с песнями, с гитарой. Правда одна гитара промокла, т.к. была в обычном чехле. Но Леша достал свою гитару из гермочехла, и мы сыграли несколько песен. После чего был объявлен отбой (в полночь). Но мне, как и другим, не хотелось уходить. Мы еще посидели без музыки, но в конце-концов разошлись по палаткам.

30.04 День 2

Мы улеглись с Машей в нашей тесной палатке и вроде даже не мешали друг другу. Было достаточно ровно, тепло (хватало одного спальника на +5), но я все-равно просыпалась каждый час и меня потряхивало - видимо, сказывался стресс, пережитый накануне (у меня еще не было таких "веселых" походов).

К 5 утра солнышко взошло достаточно высоко и стало согревать нашу палатку. Выглянула на улицу, а там уже теплее, чем в палатке. Решила пойти досыпать на улицу. Нашла место с травкой и на солнышке, притащила коврик, спальник, подушку и уютно устроилась.

Сплю себе, никому не мешаю, но тут откуда-то стали доноситься звуки мотора. Сначала подумала, что это лодка, но на реке никого. Может кто-то бензопилу взял и пилит дрова? Но вроде рано еще, только 6... Звуки стали приближаться, и скоро на пригорок надо мной заехали два мотика. Я уже расстроилась, что не смогу поспать, но они ушли дальше по берегу рыбачить. Я снова провалилась в сон. Но скоро меня снова разбудили. Теперь ко мне прилетели синицы. Порхали между кустами рядом и щебетали. Я их отгоняла, но они прилетали снова. Кое-как разобралась с синицами, сплю дальше. Но тут рыбаки переместились ближе ко мне, и я стала слышать их голоса. Ну совсем не дают спать! Пришлось вставать, хотя еще не было 9.

Еще и живот крутило то ли от голода (вчерашняя картошка уже давно переварилась), то ли о стресса. В лагере тоже уже кто-то проснулся, горел костер. Хотелось чего-то пожевать. Я спросила у Маши что на завтрак, она говорит, что яичница. И все? Мне не хватит. А где же каша? Две пачки геркулеса, которые вчера немного подмокли, т.к. не были упакованы, выкинули в помойку. Мы с Машей решили, что нельзя дать геркулесу пропасть. Откопали в мусорке коробки и заварили себе по порции. У Маши еще были орехи и семечки, так что вышло совсем хорошо. Яичница тоже скоро была готова. Плюс банан и чай с печеньками. Теперь калорий достаточно.

После завтрака стали потихоньку собирать лагерь. После вчерашних приключений стало понятно, что плановые 73км мы не пройдем, а будем сливаться раньше, на 26км, так что торопиться было совершенно некуда.

Я немного прогулялась по окрестностям, потом стала помогать готовить суп. Маша с Аней сделали зажарку, получилось очень вкусно. В этот раз заставили всех принести свои тарелки и разлили по ним суп, так что каждому досталось по порции.

После обеда по одной спускали байдарки. Мы в этот раз самыми последними отчаливали, я даже устала ждать. Но зато нам достался кем-то забытый коврик. Мы укрыли им грузовой отсек - очень удобно - вещи не мокнут.

Мы снова на воде, любуемся природой. С берега на берег летают птицы, которых я опознала как куликов. Еще какие-то населенки проходим, рассматриваем домики.

С утра небо было ясное, было тепло. После обеда, когда мы спустились на воду, небо начало заволакивать облачками, и снова принялся дождь. Но уже не с такой силой, как накануне и недолго.

Прошли всего пару часов, и вот уже видим впереди скопление байдарок. Уже встали на ночь, это было где-то на 16км недалеко от деревни Лещёво. Странно только, что на берегу какие-то дети бегают. Оказалось, что это другие туристы приехали на лодке покататься, вскоре они уехали домой.

Мы с Машей как обычно долго и придирчиво искали место для палатки, но в итоге нашли хорошее.

В лагере кипит работа. Натягивают тент.

Добывают дрова

Пилят

Носят воду

На ужин сегодня был плов, приготовлением занимался Леша и другие мужчины, поэтому мы всей женской компанией сели на лавочках и болтали.

Потом я переместилась к костру греться, а девушки еще порезали салат. Плов очень аппетитно бурлил в казане (да, и его можно позволить себе взять в байдарку), уже хотелось скорее его попробовать.

Ну вот и поужинали, где-то вдалеке гремит гроза, но нам хорошо, у нас тенты. Народ собирается у костра, Леша достает гитару.

Теперь уже вечер проходит так, как надо - сидим у костра, поем песни (правда я знала слова только примерно трети, но тоже хорошо), попиваем чаек. Разошлись где-то в час ночи.

01.05 День 3

Сегодня ночью спала хорошо, но все равно около 5:30 проснулась. Теперь уже от того, что вспотела. На улице было тепло (по Яндексу целых +15). Снова пошла на улицу спать. Когда еще такая возможность будет спокойно поспать на улице! Потом-то комары пойдут. Уютно устроилась на старой дороге. Птички в этот раз не мешали, а приятно щебетали где-то на фоне.

Когда подошла к костру, то там уже вовсю шло приготовление завтрака. В этот раз Леша нас радовал блинами, а Денис готовил кашу. Прекрасный завтрак! А пока все готовилось, я заглянула еще и в казан. Там осталось несколько порций плова. Мы погрели остатки, и у меня получился завтрак из трех блюд.

Собираем вещи, снова по одной спускаем байдарки. Тут спуск посуше вчерашнего, но внизу все-равно скользко. Вот я и упала на спуске, когда несла бочку с едой вниз. В итоге неудачно выкрутила руку с бочкой, что мне потом еще аукнулось (но это уже другая история).

Сегодня нам надо пройти совсем немного до Хахал. Почти сразу начинается плес - река тут несколько км течет почти прямо и становится шире.

У нас с Машей то ли от недогруза, то ли из-за того, что гребем неправильно, течением постоянно из стороны в сторону носило байдарку и разворачивало её. В последний день я взяла пластиковое весло попробовать как оно.

И то ли река стала шире, а течение слабже, то ли весло так помогло, но нас стало меньше заносить. Надо будет в следующий раз еще с пластиковым попробовать. Еще я все никак не могла усесться удобно в байдарке, т.к. засовывала в герму спальник и одежду и сидела на ней. Но проблема в том, что спальник и вещи были разными по объему, и я все время съезжала на один бок. В последний день Маша предложила мне засунуть в герму сумку целиком. Я немного помучалась, запихивая её, но все-таки смогла. И получилось идеально! В следующий раз так и пойду с самого начала.

Прошли плес, Хахалы, мост. За мостом пристаем к берегу. Вот и финиш.

Вытаскиваем все вещи, моем байдарки. К обеду снова собирается дождик, так что уже по привычке растягиваем тент. Дрова привезли с собой, т.к. на этой поляне дров нет. На обед макароны с тушенкой. На этот раз ответственный за приготовление я. Тем временем часть команды разбирает у упаковывает байдарки, девушки режут салат и сыр.

Периодически принимался дождь. Через пару часов на поляну пришла еще одна партия байдарок (поскромнее, всего 6 или 7). Кстати, непривычно пусто было на реке. Встретили всего пару человек. Видимо, дожди отпугнули туристов.

К 16 за нами приехали машины. Забавный факт. 10 человек из Павлово, поехали домой на газельке, а мы отправились в Нижний Новгород на пазике. Такой дружеский обмен продукцией автозаводов.

Хоть поход и пошел не по плану и получился совсем матрасным, но все-таки не хотелось уезжать в город. Так хорошо было и на воде, и на стоянках. Если убрать первый день, то все получилось хорошо - ели вкусно, интересно общались, пели песни, сидели у костра.

Спасибо Леше за организацию, Денису за костер и лагерь, Паше за фото ну и всем остальным спасибо за компанию.

Трека нет (а что там - идешь по реке от Мериново до Хахал)