23.09-04.10.2023 Саратов - Лиски

Это отчет Славы (в чатике при нашем канале в ТГ, см. сообщения 06.10.2023) о его поездке вдоль Волги и Дона из Саратова в Лиски.

Итак завершил свой один из самых странных и необычных походов по Мелозему - Саратов-Лиски. Погоду поймал уникальную, я так еще не ездил, только последние два дня что-то там на небе появилось и то там уже докатывал, можно было и раньше закончить в Россоши, но решил до Лисок дотянуть. Осень, все рыже-золотое, тишина, ни ветерка, ни звука на весь основной маршрут. Виды на 360 градусов и стерилизованное от облаков небо. Первую часть (ровно половина 6 дней) я ездил в 2019, тоже осенью, но в октябре. Тогда было и холоднее и день короче, но тоже солнечно. Трек классический с небольшими изменениями и разведкой. Вторая часть по Дону трек брал у ребят из этого отчета.

1 день (23.09)

Приезд, элька до Буркин и сразу мне дали понять, что поход будет тот еще, на 6км на спуске колесо соскользнуло по сыпухе и я приложился левой ногой по щебенке, выглядело страшно, но по факту две глубокие царапины и остальные 37 для предания брутальности)
Все как и тогда, Волга, высокие берега и виды. На 34км решил немного "срезать", хотели по максимуму проехать в этот день (Аня в Камышене на дневном поезде уезжала через 4 дня). В итоге нашли новую дорогу в дубовом лесу и сократили аж на 1,5км. На 49км дорогу перекопали метров на 500, со стороны реки приходила дорога, возможно это был объезд, таких сюрпризов будет еще много на этом отрезке вдоль Волги.
Ночевка так себе у реки, но место когда то было чистым и уютным, это нам рыбаки сказали, что были рядом. Искать другое не было времени и сил.

2 день (24.09)

Хотел еще одну разведку сделать - срезать асфальт от Дубовки до Золотое, но не стал, уж больно мне спуск нравится в Дубовку, видовой и не опасный. На 43.5км дорогу перекопали, объехали рядом. На 60км тоже решили срезать немного, я помню мы там где-то пешком шли в 2019, на пресечение с плановым треком на 63,5км дорога плановая (что приходила со стороны реки) тоже была перекопана, так что хорошо что срезали, иначе фиг знает сколько там пешкодралить пришлось.
Ночевка супер, видовая на восход луны и солнца утром, рядом тропа к реке, чтобы искупаться.

3 день (25.09)

Без изменений, в Щербаковке петля 34,5км - это нам указали колонку с водой, очень выручила. На 55км мы раньше ночевали, заход и купалка так себе, для скотины в основном, но я все же умудрился окунуться, отработал технику - "выйти чище чем был")) Ночевка неплохая, есть удобная тропинка к реке, берега низкие там, стояли у лесочка на "парковочной" поляне, утром туда рыбаки приехали, но мы уже собрались к тому моменту.

4 день (26.09)

Разведал срезку асфальта 11км, на 18км пробиться не удалось, там болотистая речка и заросли в 4 метра. Проводил Аню на поезд, а сам помчался по полевому перегону вдоль Иловли до Дона.
На 55.5км надо ехать на накатанный поворот, в прошлый раз также лоханулся, там просто дорога уже подразбитая, она на трек потом выходи. На 73.5км дороги к жд как таковой нет, но поля все убраны, так что вниз ехать легко было, но можно раньше уйти на 71,5км. 96.5км дорога заросла, но ехать было норм, там немного, но можно объехать южней по накатанной.
Стоянка отличная, "укомплектованная", заход хороший для этой речки.

5 день (27.09)

На 27км хорошее место для стоянки, там навезли песка и заход суперский, без ила, но могут быть гости, деревня рядом. На 61км элитное и красивое место, заход суперский, место и впрямь волшебное.
В этот день впервые появились облака, маленькие и пушистые, на следующий день и они исчезли. Первые 10 дней из 12 - это кристально чистое голубое небо, никогда так не ездил и виды на 360 градусов.
На 102км хотел искупаться, но вовремя остановился, там я черножопым бы вылез, только ноги запачкал(( Сплошной черный ил. На 114км решил прокатиться по лабиринтам из грунтовок вдоль Иловли, очень красиво и интересно получилось, хоть и смеркалось. Поля все убраны, едешь как по полю для гольфа, только рыжее все.
Ночевка старая и хорошо знакомая, рыбаки не доезжают туда или повезло, вообще их везде полно было, но как-то не мешали, да и мест полно.

Здравствуй Дон

6 день (28.09)

Паром в Трехостровской, там опять забыл затариться водой как и в прошлый раз( Но норм, дотянул до Дона, там и заобедал. На 33км поехал опять по старому варианту, но наверное больше не поеду так, дорога вначале норм и виды шикарные, но потом стала подзарастать. Там немного, но два раза достаточно. На гору не поперся, я там был, а верх-вниз ехать было лень. Поехал на кобылью голову, тем более в прошлый раз мы ее срезали.
Далее новым вариантом максимально ближе к Дону, вышло супер. Ехать можно до 73.5км, далее подзаросшая тропа, примерно 400-500м, но можно не переться и уйти на 72,5км.
Искал ночевку, но все не нравилось, решил прокинуться до Новогригорьевской и за ней поискать, норм стоянка, там была лодка внизу удобно было заходить в реку и стирать, но была лучше в 100м севернее, я не туда разведку сделал, поехал посмотреть южнее. Ночью был концерт, выли шакалы, совы и какой-то хрен с горловым пением.

Велодорожка вдоль Дона

Тропа

7 день (29.09)

С утра приехал рыбак, хозяин лодки. Потрещали за жизнь, угостил яблоком и рыбкой вяленой) Здесь начинается другой трек, давно хотел проехать этот кусок до Россоши, лет пять собирался и вот наконец. На 5км решил поискать дорогу вдоль Дона, нашел, норм. На 6.5км-7км немного заросла, но там просто дерево упало и не накатали. В 4км после монастыря порезал боковину покрышки об единственный камень в колее, пришлось камеру ставить((
На 64км встретил велотуристов - двое из Питера и один из Мурманска старожил, гоняет с 85 года. Мужик из Питера известен под ником Santa на форумах, знает веломота и еще многих.
Стоянка одна из самых красивых, лавочки со столом позволили в комфорте любоваться восходом полной луны.

Пошел буш

Меловой автобан

Элитная стоянка

8 день (30.09)

Разведал дорогу ближе к Дону. Разнообразно, то поля, то велодорожка вдоль Дона, то туннель в лиственном лесу, то буш, интересно. Хотел снять жилье, но была суббота, то нет мест, то ценник зарядили 2500-3000р, плюнул поехал искать ночевку, нашел пляж хороший, хоть и машинодоступно, но в итоге тихо было. Рядом два рыбака были вообще ни звука, вечером молодежь приезжала, пять минут постояли, поматерились и сгинули. Ночь тихая и лунная была.

Утренний гость

Опять велодорожки, местами прям кайф конечно ехать

Локации постоянно менялись, вроде природа одинаковая, но все время разный пейзаж

Автобан вдоль Дона, местами метров пять было, очень необычно

И вновь в туннель

9 день (01.10)

С утра должны были быть завалы (у ребят стояли точки), решил разведать. В итоге завалы начались за 200м до точки "конец завалов", 3,5км трека примерно. Сами завалы не такие чтоб страшные, но дорога быстро зарастает, это в основном и было препятствием.
В целом этот день был самым выматывающим, ничего ужасного, но было всего по чуть-чуть. Завалы с утра (немного), раздолбаные коровами дороги ( примерно 3км суммарно), заросшие дороги, брод (33км) и тонны колючек, которые не кончались почти до конца похода)
На 36,5км после дождя может быть очень грязно, там засохшая черная каша - коровья тропа. На 53,5км черт меня дернул посмотреть пещеру, срезать нахрен - дырка в земле (в 2020 году мы туда залезали). А туда и обратно я выбирался с трудом, потерял время, силы и нервы( Еще будут два-три таких участка, которые надо убрать из трека, но 92% все проезжается, благо был на 29+.
76км-78 км - заросшая дорога, ехать можно, но куча семян, лучше южней объехать. Последней каплей было, когда решил очистить в очередной раз себя от колючек и семян, а через сто метров дорога закончилась и пошла тропа, а там стена из этих кустов(( Собрал на себя еще больше, был как еж. В итоге встал раньше, но на более менее удобной поляне, хоть и был мусор.

Коровий перелаз на 36,5км

Ежедневные велодорожки)

И снова в буш

Дырка, которая не стоит мучений (

Иногда попадаются сказочные пейзажи

Футболку в итоге снял, засунул в пакет и только дома достал. Минут тридцать все это счищал. Носки шорты проще очищать

10 день (02.10)

С утра приехал рыбак, поговорили немного. На 20.5км в Абросимово надо срезать до 27км, там спуск по дороге, а подъем на 24,5км по заросшей дороге, опять стоял мат на Дону)) Перед Богучар на 52км там дорога вдоль речки и по полю, все заросло, хотя начиналось все неплохо и на 44 поехал асфальтом, там из полей камазы выезжали, все в пыли было.
В Богучаре собственно заканчивается тот самый казачий Дон, далее нет таких унылых станиц, живут более зажиточно. После обеда обещали небольшие осадки, так и было после Богучара. Примерно после 13ч я заметил небольшие тучи и решил от них улизнуть, в полях это сделать проще. Видишь тучу, прикидываешь хрен к носу и строишь трек, так и вышло, ну плюс везение конечно. До Дона доехал без потерь) Нашел поляну с самодельным причалом, там и заночевал.

Главное в походе - это не болеть

После 10 дней дежавю, такой пейзаж просто экзотика

Последний писк осенней моды - носки Донские

11 и 12 день (03-04.10)

Далее 11 и 12 день классика Россошь-Лиски, все знакомо. С утра ехал в тумане с мордником, после 12ч распогодилось. На 40.5км-41.5км дорога окончательно заросла и завалы, а когда-то проезжал там на веле. Зато зашел в пещеру (Семейка), вот это я понимаю. Я даже там чуть не заблудился, в одном месте длинный коридор, я все бежал по нему и думал когда же он закончиться, в итоге развернулся)) И вылез через другую дырку, даже не сразу понял где я. На следующий день не стал идти в брод через Сарма, хватит мне кустов и семян. Глянул, плюнул и объехал. И на 74.5км тоже южней объехал, раньше там была дорога, сейчас все в кустах.

Утро последнего дня было самым холодным, вообще на Дону было холоднее чем на Волге и Иловле. Луна уже убывать начала, как и мои силы, даже немного обрадовался финалу.

Итог

Подводя итоги. Этот отрезок Дона (Трехостровская-Богучар) самый необычный у меня, как будто застрял в одном месте и никак не могу выбраться уже месяц, такой день сурка вышел. Может осень, краски и тишина так повлияли, не знаю точно. Еще унылые станицы добавляли колорита, как видно ни одной не сфотографировал, старался побыстрее проехать их. Не всем заходит такой Дон, но мне зашел. Возможно летом тут все по-другому будет, как знать.