Тихий Дон 2020. День 6. 17.09.2020

Предыдущий день

День шестой (64 км)

Утро выдалось прохладным и очень туманным, видимо, ночью и правда сильно проседала температура. Клоки тумана летали над рекой пока мы готовили и ели, а когда начали собираться, от них не осталось и следа.



После стоянки выезжаем в луга, и, хотя ветер еще не поднялся, а солнце уже, было как-то зябко. Не прохладно, но не чувствуется тепла, как в прошедшие дни. А тут ещё и Саша заявляет, что впереди нас ждёт непонятный брод. 

Я чуть подотстал от Саши, в очередной раз печалясь о приболевшем фотике, как вдруг из приречных кустов справа выскакивает олень (или лань, я не разбираюсь), проскакивает между нами и скрывается за складкой местности слева. «Вот те раз!» - подумал я. Но не успел додумать, как справа снова что-то зашуршало - детёныш оленя уже не успевал пробежать передо мной за родителем, и теперь скакал по кустам, пытаясь опередить меня. Немного вырвавшись вперёд, он пересёк дорогу прямо перед моим колесом. А Саша ничего этого не видела)

Подъехав к броду, мы лезть в него сразу не захотели, а решили проехать дальше и поискать перелаз получше, благо колея уходила дальше вдоль речки. Но порыскав, нашли только псевдомост из бревна, по которому мы не перетащились бы, поэтому вернулись к первому броду. Разулись, надели «бродные» тапки, и я пошёл в разведку. Вроде нормально. Вернулся, взял вел и пошёл. Мне показалось, что с краю помельче, но, идя с велом, я то ли взял ещё ближе к краю, то ли не учёл вес вела со шмотом, но мой тапок засосало в ил так, что я не смог его выковырять сразу и бросил, надеясь вернуться за ним. Это была ошибка: исходив всё вдоль и поперёк, я его так и не нащупал. Зато, наступив не туда…засадил в ил второй! И теперь два моих бродных тапка-галоши сидят в броде реки Тихая, а я остался без привальной обуви. Злой и отчаявшийся я вернулся за велом Саши и…спокойно пронёс его по абсолютно твёрдому песчаному дну посередине брода, и совершенно неглубокому, к тому же. А ещё где-то черпанул воды и промочил телефон в кармане подвёрнутых шорт, после чего долго сушил его, везя в разобранном виде (но флешку это не спасло, и она вскоре умерла). Всему виной водяные, лешие и то, что я, по-видимому, ещё не проснулся на тот момент.


После брода едем по каким-то разбитым грунтовкам, мягким сырым грунтам, петляем по ненакатанным травяным колеям, как будто мы вовсе и не в черноземье у Дона. Саша напряжённо смотрит в навигатор и что-то бубнит про проезжаемость. Но вот мы вырываемся из зарослей и попадаем на хороший меловой грейдер. Сначала он идет вверх, заставляя нас попотеть (и мы понимаем, что день разгулялся), а потом начинается спуск, и открывается шикарный вид на Дон. Пока зелень скрывает меловые холмы, оставляя чуть-чуть воды, создаётся полное впечатление, что впереди море – точно такими же пейзажами мы восхищались год назад на черноморском побережье Кавказа. Не запечатлеть это невозможно и мы останавливаемся и фотографируем. Просто восторг!




В конце спуска мы решили, что пора перекусить, да и слишком быстро проезжать такую красоту не стоит. Мы свернули с дороги, прошли немного вверх по склону и, найдя уютный куст, удобно под ним расположились. И снова не хотелось уезжать, и снова мы говорили себе, что дальше будет только лучше и лениво выдвигались, не веря себе. 

Снова дорога идет между рекой и меловыми холмами. Несколько километров подряд: справа - гладь воды, слева - белая красота. Как же я люблю такие пейзажи и, собственно, я за этим сюда и ехал. Такого маловато выше по течению, в Воронежской, там только пробник. А вот здесь…! Но вот белые холмы отходят от реки, и мы, слегка от них отстав, потянулись к ним по лугам.  И там, где дорога подходит к холмам, начинается населёнка.

В населёнку (Мигулинская) ведёт достаточно крутой подъём – снова становится тепло. Пара поворотов и вот мы на главной площади у магазинов. Саша отправляет меня в самый большой за тапками и хлебом. Хлеба не было, тапки не понравились…но пришлось купить. Рядом стоял магазин поменьше, но мы решили крутануться в поисках другого магаза, который вроде был на карте. Ничего не найдя, вернулись назад. А здесь уже собрались три местных тётки разного возраста. И, кто знает, что такое магаз в очень небольшом поселении, тот меня поймёт – попадос. Покупка каждой — это целая церемония: выбирается товар, изучается цена, ищутся альтернативы, обсуждается вкус и качество. Параллельно рассказываются и обсуждаются новости, обсасываются соседи, кто куда ездил, ходил, делал, встретился. Участвуют все присутствующие. Магаз это новостной центр, беседка, читальный зал. Естественно, что отоваривание каждой идёт крайне меедленно. 

Ужас моего ожидания скрасило, как ни странно, обсуждение погоды: тётки говорили, что ночью был заморозок (помнится, что к ночи похолодало, но не настолько же. Да и туман с утра был очень густой). Одна говорила про белую траву, когда отдавала корову на выпас, другая про лёд не стекле авто.

Закупились, разложили, едем. По асфальту под горочку (на краю поселения женщина с коляской гуляет прямо по дороге - для жителя Подмосковья немного диковатое зрелище), потом в горку и асфальт уходит влево, а мы едем прямо, к элеватору. Проехав по двору зернохранилища, ещё раз оценив его размеры, через посадки сворачиваем на край поля, где едем вдоль той же посадки. Обогнув овраг, вдающийся в поле, по тропе начинаем спускаться к реке. Тропа всё круче и Саша предлагает оставить велы тут - идем смотреть пещеру. Забираем ценное, берём воду, тёплую шмотку, налобник, велы запихиваем поглубже в колючие кустарники и начинаем спускаться. Спуск достаточно крутой и сперва непонятно, куда вообще идти, но, сделав ненужную петлю, мы попадаем ко входу в пещеру. Вход оказался непростым - только для пресмыкающихся четвероногих, а Саша, как назло, оставила перчи у вела. Пришлось мне возвращаться, но зато я обнаружил более короткую дорогу к велам. Решив, что незачем пачкать её ходовые перчи, я принёс ей свои (которыми не пользовался), а сам надел свои технические и мы поползли внутрь. Внутри было ожидаемо прохладно, тихо и сыровато.




Выбираться из пещеры ещё сложнее, потому что на выходе зад оказывается выше головы, а если не хочешь испачкаться в меле, то надо приложить ещё больше усилий.




Ленивые же вылезают такими


Вернулись к велам, разложили вещи по местам, выдернули велы из кустарника, поднялись к полю. «Не будем возвращаться к элеватору» - говорит Саша – «сейчас мы краем того же поля проедем». Вот только оказалось, что колея от элеватора шла не по периметру, а только к пещере, и нам пришлось полкилометра тащиться по перевернутой плугом пашне. То еще удовольствие!

Выбравшись на асфальт, проехали по нему ещё с полкилометра и снова сворачиваем в поле, которое кончается обалденным спуском. Саша заранее предупреждает, чтобы я не разгонялся и не проехал поворот на видовое место. На нём был крест, и с него действительно, открывался великолепный вид.



Там, наверху, мы только что были.

Захватывающий спуск привёл нас в прибрежные заросли, которые в свою очередь, через некоторое время вывели нас к излучине Дона. Вообще-то наш трек шёл прямо, вдоль цепи белых холмов, но Сашу что-то заинтересовало на этой излучине. Изгиб русла здесь очень сильный, и берег образует вдающийся в реку полуостров. На полуострове преобладает песок, и кое-где в кустах виднелись авто. Но не песчаный пляж привлекает местных, а рыбалка. «Здесь мы пообедаем» - говорит Саша, и мы выбрали свободную рыбацкую стоянку на высокой части берега, со столом, лавочкой и кострищем. Пока закипала вода на чай, мы сходили искупаться, благо заросли защищали это место от ветра (правда у самой воды начинало поддувать). К воде вела крутая лестница, вырубленная в склоне и подниматься по ней в мокрых тапках было очень весело. Достаточно редкий (или это нам не везёт?) для Дона песчаный вход в воду, сделал купалку незабываемой.

Пока обедали и пили чай, в кустах периодически что-то шуршало. С соседней стоянки кто-то или сухие листья падают? – гадали мы. Долго вглядывались мы в кусты, пока не увидели чёрных птиц, похожих на дроздов. Они деловито ходили по кустарнику и искали что-то в опавших листьях.

Отобедав, сразу забурились в буш. В одном месте дорога подходит близко к холмам и выныривает из зарослей, как раз, чтобы показать нам известную здесь достопримечательность – холм под названием «стог». Но на фото из инета он казался симпатичнее, чем в жизни. Может надо смотреть на него не от самого подножия?!


Дальше дорога шла не сильно накатанная, местами просто примятая трава. Как раз в таком месте, чуть дальше от «стога», недалеко от дороги находится источник. Он отмечен на осм, но почему-то отсутствует на вики.  Вода в нём железистая, пахнущая, но мы всё равно на всякий случай наполнили все наши ёмкости (кроме ходовых, конечно))

Дальше был прогон краем зарослей и въезд в населёнку. Начинался участок цивилизации, здесь населёнки сменяли друг дружку почти без пауз: Гормиловский, Тубянский (здесь мы остановились у храма, полюбоваться и позвонить домой, а после пересекли трассу), Озерский и, наконец, Суровский. Кстати, когда будете проезжать трассу, то посмотрите направо. Там один из немногочисленных мостов через Дон, еще к тому же имеющий интересную конструкцию – секция посередине подъемная для пропуска судов.

На окраине поселения асфальтовая дорога уходит налево, а мы едем прямо, на грунты. Тут дома пошли уже совсем небогатые. У забора крайнего дома стояли три женщины, пасли живность и общались. Они проводили нас взглядом, каким обычно провожают велотуристов люди из глубинки). Самой крайней постройкой был сарай для сена и всё, мы на свободе – дорога идёт в луга. Но вот нам приглянулась накатанная колея к реке – а вдруг по берегу идёт дорога? Достаточно крутой и длинный спуск и … тупик, просто рыбацкая стоянка. Ну вот, теперь опять вверх ползти и даже спешиваться пришлось. Вернулись на трек, а там - красота: дорога идёт по возвышенности, которая имеет уклон к реке – вид открывается сногсшибательный! А еще там росло что-то типа ковыля. Белые ленты красиво развевались на ветру. Правда, колея что-то совсем мало накатана, и чем дальше, тем слабее – может те женщины у крайнего дома, что-то знали? Дорога поднимается всё выше, обрыв справа всё круче, виды живописнее…а дорога всё травянистее. Перед нами появляется довольно большой овраг и дорога сворачивает вдоль него, отходя от реки и дальше мы видим, что дорога ныряет в этот овраг, а в самом низу большая промоина. Так вот почему дорога не накатана! Пришлось нам аккуратно сползать в овраг и вручную перетаскиваться через промоину, высота стенок которой на выходе была по пояс. 

Поднялись на другой склон оврага и только было тронулись, как снова пришлось остановиться и задуматься: перед нами окраина хутора (Демидовский), трек уходит вперёд краем хутора, но вот наша дорога перекрыта оградой, которую мы уже видели несколько раз за поход, но сталкиваться не приходилось – ограждение для скота. Я всё удивлялся, как это живность не рвёт такие тонкие шнурки, но, увидев диэлектрики в месте крепления тросов к столбам, всё понял.  Это были тросики-провода под током. Теперь нам самим придётся преодолевать такое ограждение (если, конечно, мы не решим искать объезд). Но тросики шли невысоко, а наш трек так соблазнительно совпадал с коровьей тропой на той стороне, что мы решились. Аккуратно поднимаю велы и переношу. Удачно. А вот на выходе, перенося вел, цепляю тросик колесом, а потом и ногой. Оказалось, не так всё плохо: ощутил пощипывание (а что было бы, если б ноги были мокрые, например от росы?). Едем быстрее из этого негостеприимного места!

Дорога спускается и идёт под холмами, река, скрытая береговым кустарником, тоже где-то тут. «Здесь должна быть ещё одна пещера» - говорит Саша.  «Полезем?»  «Конечно!»

В этот раз приходится не спускаться ко входу, а карабкаться вверх, впрочем, дорога тут показалась попроще, чем в прошлой пещере, вход погуманнее и вообще место более популярное.

После посещения пещеры аккуратно спустились к велам и поехали дальше. Недалеко от подъема в пещеру, дорогу пересекала меловая промоина, на которой Саша поскользнулась, а чуть отъехав от промоины, Саша говорит: «надо вернуться и поискать источник, он у меня на карте отмечен». Отметка стояла чуть выше промоины, но мы, походив туда-сюда, так ничего и не нашли.

Чуть дальше по маршруту, холмы отходят от реки, образуя большое плоское пространство, и через него пролегли колеи дорог, ведущих на рыбацкие стоянки. «Надо вставать где-то здесь, а то дальше плотно пойдут населёнки» - говорит Саша. Начинаем искать. Но что-то нас всё не устраивает. Едем дальше – дорога отходит от реки, огибая заросли. Снова заросли: эта занята, эта слишком открытая и без дров. Время поджимает, а дальше ехать нет смысла – там идёт несколько населёнок подряд. Решаем возвращаться и искать лучшую из плохих и вернулись аж к холмам, где устроились у самой первой стоянки. Она прямо у дороги, совсем открытая, но есть лавочка, кострище и вход в воду. А еще на другой стороне реки есть соседи – семья с детьми, но они себя не очень громко вели. За дровами, правда, пришлось походить (но не очень далеко), а кострище делать своё, в складке местности, похожей на канаву, ибо ветер лютовал в этот вечер, да так, что мне пришлось надевать флиску у костра, чего не было даже в прошлую «морозную» ночь. Купание, костёр, готовка и ужин под неспешные разговоры и чтение истории сегодняшних пещер. Ближе к ночи, по дороге мимо нас в сторону стоянок пробежала лиса. «Пошла грабить рыбаков» - решили мы. Наши велы, с неснятыми штанами, стояли у дерева и лавочки, а продукты были с нами у костра, так что мы расслабились. А когда уже пили чай, обнаружили лису уже у велов и пока хлопали глазами, она встала на задние лапы и полезла носом в мои штаны. Это была наглость, и мы вежливо попросили рыжую удалиться.

Ночь была ветренная и прохладная – ветер выдувал тепло из палатки.

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет


Комментарии