Тихий Дон 2020. День 3. 14.09.2020

Предыдущий день

День третий (83 км)

Утро было таким же замечательным, как и вечер: пар над водой, ленивое солнце, выползающее из тумана, чтобы прямо на глазах этот самый туман разогнать, тишина, шикарный вид на сонный Дон. Проскакивают слова, что не хочется отсюда уезжать, а хочется сделать днёвку. Но мы убеждаем себя, что следующая ночевка будет ещё лучше и так каждый день, а значит нужно двигаться дальше. А ещё вспомнили, что ночью какая-то тварь завывала за кустами на дороге, и мы пришли к решению, что это однозначно «койот», но скорее всего собака со страшным голосом). Пока Саша на костре готовит завтрак, мне снова предстоят поклеечные работы. После прошлогоднего знакомства с колючками на побережье черного моря все эти проколы меня не очень пугали. Но посчитав заплатки, всё-таки решил поэкономить: пока Саша резала хлеб на завтрак, я резал заплатки на кусочки поменьше.

Вставали мы рано, но собирались медленно, и вот солнце уже высоко, а мы медленно выдвигаемся в путь. Что-то не крутится с утра, да ещё прямо от старта едем в горочку, объезжая овраг. Потянулся типичный пейзаж: справа река, слева высокий берег, изрезанный овражками.  Дорога очень накатанная - сразу видно, что рыбаки здесь частые гости, а рыбалка – излюбленное хобби населения. Вдруг появились признаки цивилизации: сначала поперёк дороги к реке протянулась ржавая конструкция, похожая на транспортировочную ленту, а затем по бокам дороги стали появляться мусорные баки из жестяных бочек, как на лучших пляжах Подмосковья.

По такому пейзажу подъехали мы к первой сегодняшней населёнке (Перекопская). Была она какая-то не то, чтобы заброшенная (хотя брошенных домов и развалившихся сараев предостаточно), но какая-то неухоженная. Пустынные улицы, откуда-то появившаяся дымка и песчаные дороги (и это в черноземье) усиливали ощущение уныния. Мне показалось, что мы попали в прошлое и оказались в рыбацком посёлке времён раннего союза (ну вот почему-то такие ассоциации). Очень атмосферное место! А ещё обнаружилось, что травит одно колесо, а раз местный храм – достоприм, у которого останавливаемся, фотаем и читаем историю, то там и подкачиваемся, под наблюдением местного котика. Храм стоит высоко и доминирует над округой и всем видом вписывается в местный пейзаж.

Но что-то ветерок сегодня свежий, наверно не разогрелось ещё. Он подгоняет нас двигаться, мы спускаемся с холма, покидая посёлок и едем в поля. Но колесо травит всё сильнее, и надо чиниться. Посреди поля растёт тополиный островок и, спрятавшись в нём от ветра, мы достаточно быстро клеимся и едем дальше.  А дальше обширное поле, точнее луг с накатанными колеями – открытое место. А ветерок неслабый и прямо в лицо. Но мы люди привычные, крутим себе, смотрим по сторонам и прямо по курсу видим ряды стройных тополей. Что же там такое - сразу зазудело у нас - как будто аллея. Но трек уводит нас левее, в сторону домов, а потом, не дойдя до домов, уходит от них, уводя нас от тополиной «аллеи» уже бесповоротно. Странный трек. Ветер нравится нам всё меньше: на открытой местности заставляет напрягаться, а мы едем по полю, подставляя ветру стороны передней полусферы.

Нырнувшая в кустарники дорога, предоставляет нам шанс слегка передохнуть и подкрепиться.

Простор.

Немного буша и снова просторы, но вот впереди появляется какая-то населёнка. - Это не «какая-то» - говорит Саша – а очень важная!

Едем дальше: ферма на окраине, два-три дома, поднимаемся от реки в поля, объезжаем забор и едем к часовне на холме.

Вроде холмы как холмы, но в основе у них мел. Дорога вьется белой ленточкой по склону холма. А в овраге мел обнажается полностью.

Сверху открывается сногсшибательный (и не только из-за ветра)) вид на Дон и окрестности. Здесь стоит часовня и вкопана лавочка, но устроиться с комфортом и спокойно почитать историю этого места не получается - ветер и правда в этот день лютует. Ему не нравятся наши велы, и он несколько раз подряд роняет их после наших попыток прислонить их к углам часовни. В итоге мы сдались, просто оставив их лежать, достали съестное и спрятались от ветра за одной из стоек часовни. Мы изучили историю этого места до и после, историю часовни и лавочки, печальную историю одной судьбы (можно почитать о нем в файле достопримечательностей - Место съемок "Они сражались за Родину"), потом пофотали виды, подивились на диву и собрались в путь, ибо на холме да на ветру становится зябко.

Дальше наш путь лежит вверх, в поля. Сначала грунтовка, потом вливаемся в полноценный грунтовый хайвей. Меловой. Тут уж ветер взялся за нас по полной. Ветер, простор и мел - захватывает дух.  Ветер шумит в ушах, периодически поднимает белые клубы пыли и обрушивает их на нас, части каких-то сухих растений перелетают через дорогу, «перекати-поле» - говорит Саша. Восторг!

Но природа решила нас добить впечатлениями: поле постепенно заканчивается, опускаясь к оврагу поперёк, и вот впереди на возвышении, мы видим поселение (Мелоклетский). Преодолеваем овраг, въезжая в приличный торчок и… Перед глазами флешбеки предыдущего дня: «деревня из средней азии», но тут вместо песка – мел. Белые поля вокруг, белые заборы – всё в меловой пыли, белая чахлая травка между дорогой и заборами, белые крыши домов, и только за заборами видна ярко-зеленая на белом фоне листва садовых кустов и деревьев. Оазисы за заборами среди меловой пустыни. Интересно, они её моют что ли?

«Меловой хутор» - совсем небольшой, и мы быстро объезжаем его краем (асфальтом, между прочим)). Сразу за ним трек ведёт нас обратно к реке. Мы немного поплутали в поиске тропы, зато снова получили порцию видов. И опять нашли диву.

Спустились-стащились по коровьей тропе. Не представляю, как авторы трека тут заползали вверх - они ехали наоборот. Еще больше интересует как тут спускаются и поднимаются коровы – какие-то горные коровы получаются. Внизу, у подножия холмов, уже не так живописно, хотя…

Здесь же нам начали встречаться те самые коровы, они ходили повсюду: в кустах, на дороге, на склонах, на холмах. Даже если их было не видно, то лепёшки, коровьи тропы, стриженый газон и ровные снизу кусты с деревьями, говорили об их присутствии. Никаких заборов, привязи, пастухов или собак мы не заметили.

Еще внимание Саши привлекли «тропинки» на некоторых холмах. Сначала она предположила, что это так коровы натоптали, но дальше мы встретили не один такой холм. Скорее это слои пород разной плотности, одна разрушается быстрее другой, и получаются полосы.

Потихоньку коровье присутствие сходит на нет, и мы, сначала помучивчись с ветром в поле, а потом проскочив небольшой буш, въезжаем в большую населёнку (станица Клетская), где по плану закупка продуктов и дегустация местных вкусняшек.

Пока Саша ходила за продуктами в сетевик (там он назывался несколько иначе, чем по стране, при сохранении цветовой гаммы и символа), ко мне подошёл очень общительный господин (слегка бродяжьей внешности), поэтому вкусняшки решили отложить на потом и быстренько ретироваться. «Потом», впрочем, настало довольно скоро – прямо на выезде из населёнки, мы увидели уютный кустарник, где и привалились, лопая мороженку, запивая местной же газировкой. После перекуса ехать лениво, тем более что мы попадаем в луга, где снова ветер. Иногда нам дают отдохнуть складки рельефа или скопления флоры. Они же вносят контраст и разнообразие в картинку, да так, что не успеваешь говорить «ах!»

Те самые "коровьи тропинки", о которых писал выше.

В одном месте трек и дорога не захотели идти по одной линии: трек шёл подножием холма, а дорога уходила правее вдоль реки. Саша тогда решила, что лучше мы попробуем более накатанную дорогу и не прогадала: колея шла сквозь по-осеннему раскрашенные кусты и деревья, постоянно делая плавные виражи. Понравившийся нам кусок трека, как выяснилось, с обратной стороны вызывал больше доверия.

Спустя многие километры «лугов-полей-кустов» дорога снова делает знакомый финт: перпендикуляр от реки, уход в гору (снова коровки), поворот вдоль реки, немного полей и спуск в населёнку. Этот финт маршрут проделает еще неоднократно.

Стоя на холме перед населёнкой мы совмещали приятное с полезным – немного отдыхали после подъема и рассматривали окрестности. Наше внимание привлекли темные полосы на склонах холмов. Мы спорили что это может быть такое. Как-то не верилось, что это овраги с такими четкими краями. Предположили даже, что это окопы времен ВОВ. Дома посмотрели – нет, все-таки овраги. А окопы в этих местах тоже есть, но с другой стороны холма.

В этой населёнке (Распопинская) на окраине есть магазин, куда мы и заглянули за провиантом. В этот раз в магаз ходил я, а к Саше подошла очень общительная собака). Заодно я расспросил продавщицу про воду, на что она расплывчато ответила «За речкой спросИте». Зато оживилась, когда узнала, что мы путешествуем: «А вы что, в палатке спите?» «Как же вы не мёрзнете??» «Ночи-то уже холодные!». На возражение, что, мол, у нас тёплые спальники, она ответила: «Ну всё равно!».

Попрощавшись с тётей, поехали искать воду.  Тут случилась та же история, что и прошлым вечером: пустые улицы, люди куда-то запропостились - ни колонок, ни колодцев. После третьего круга, во дворе увидели дядьку.

- Можно воды набрать? – кричим.

- А воды нет по всей округе - ремонт – отвечает, - Но зато на окраине есть купель, а в ней источник.

И дал очень точное описание, как туда добраться. Спасибо ему большое за это!

Выбирались из посёлка мы кружными путями, немного заплутали из-за стройки автодороги, но зато немного прокатились по свежеуложенному асфальту. Новая дорога будет связывать два соседних посёлка, но нам она ни к чему – нам нужна грунтовая дорога, она идет ближе к реке. Правда и на ней мы чуть было уехали не туда, но Саша вовремя среагировала

По ней мы и приехали к Дону. Было уже достаточно поздно и надо было искать место для стоянки. Искупавшись у первого же схода в воду, начали ездить туда-сюда, в поисках хоть чего-то подходящего. Место тут открытое и населёнка рядом. На нас посмотрела колея, уходящая в буш. Проехав по ней, мы обнаружили целый комплекс стоянок рыбаков на высоком берегу в зарослях и решили воспользоваться одной из них – самой необлагороженной.  Самая же продвинутая, представляла из себя беседку с лавочками, столом, бытовыми принадлежностями, неиспользованным стройматериалом и запасом дров. Наша же была просто клочком земли, где мы поставили палатку.

Стоянки пустовали из-за сезона – для местных уже слишком холодно (что косвенно подтвердила продавщица)). Страшно представить, какой тут ажиотаж в сезон!  Некоторые так тщательно оборудуют стоянки, как будто живут на них. Хорошо, что из-за жары, я с этими рыбаками в сезон никогда не пересекусь).

Ночь прошла спокойно, изредка доносились какие-то звуки из населёнки, но никто стоянку не посетил.

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет