Тихий Дон 2020. День 4. 15.09.2020

Предыдущий день

День четвёртый (77 км)

Зато с утра пожаловали гости. В сентябре день короток, и надо воспользоваться им по полной, поэтому вставали мы в 5-50. Но гости нас даже опередили минут на десять: авто сначала проехало к элитной стоянке, потом встало между ней нами и послышались голоса людей. Когда мы стали вылезать из палатки, рыбаки, а ими оказалась семейная пара средних лет, уже выгружали инструмент. Повыкидывав снасти и закрыв авто, они, поздоровались с нами и бодро потопали мимо палатки к спуску к реке. «Вот же не спится людям» - подумали мы и начали готовить завтрак.

Не дождавшись соседей, мы собрали лагерь и покатили.

Быстро миновав посёлок (2-й Бобровский), мы начинаем удаляться от реки. Сначала долго едем в кустарнике, потом резко поворачиваем вверх в поля. Вскоре выезжаем к асфальту и оказываемся на окраине города Серафимович.

Хотели уже ехать в город, но увидели что-то интересное на холме. Это было какое-то орудие, стоящее на подобии постамента, и нам нужно было непременно его посетить для изучения истории. Ну а раз мы уже тут, то можно немного перекусить и передохнуть. Нас тут же увидели с заправки напротив и решили присоединиться.

Расшифровать не смогли

Далее наш путь лежал уже в сам город. Мы не собирались заезжать в центр, но нужно было пополнить запасы провианта. Вскоре магазин нашелся. В нем Саша купила баночку местного меда, т. к. прочитала, что это один из сувениров, которые привозят из этих мест. Вообще мы хотели купить и домой мед, но везти его отсюда показалось слишком долго. Понадеялись, что купим где-то дальше.

Там же мы не смогли пройти мимо ларька с пирожками, и прикупили выпечку для перекуса. Поехали дальше, посмотрели на женский монастырь и спустились к реке, где нашли поваленное дерево, и уже на нём, любуясь видом на мост через Дон, вкусили местных пирожков.

Надо сказать, что к реке стремились не только мы: общее направление движения автолюбителей всех мастей, было в ту же сторону. Ехали на чём угодно: от велосипедов и мотоциклов, с торчащими в разные стороны удочками, до серьёзных офф-роуд авто. Многие были с прицепами, и разнообразие прицепов и плавсредств, что они перевозили, поражало воображение. И это всё в рабочий день! Становилось понятно, что рыбалка здесь – это спорт, досуг, отдых, а то и образ жизни.

После пирожков поехалось бодрее, тем более что путь наш лежал по берегу, где нет ветра. Правда, судя по карте, нам предстояло преодолеть территорию водозабора, что бывает проблематично ввиду заборов, но здесь всё было легко: рыбаки натоптали дорожек. После выезда из буша отъехали от реки и отдались полям, но когда дорога уткнулась в асфальт, Саша уверенно свернула на него. Да к тому же в обратную сторону от генерального направления! Да ещё и в гору!! Что происходит? Ветер хоть и помогал въезжать, но перестал охлаждать и этот подъём меня полностью вымотал. Но вот мы на вершине и…оно того стоило! Орёл – символ Донского казачества. Тут орёл оказался каким-то «кустарным». Создавалось впечатление, что «я его слепила из того, что было». Но это можно вблизи увидеть. А издалека он очень даже ничего смотрится – парит над донскими просторами.

Потом был спуск против ветра, возвращение на грунты и очень атмосферный хутор (Хованский). Особенно полузаброшенные окраины его: пустые или разбитые окна, кое-где провалившиеся крыши, обвалившиеся углы домов.  Вид вызывает уныние и чувство одиночества, но с другой окраины хутор вполне себе жив.

Сразу за хутором дорога уходит к реке. Ехали вдоль реки под высокими берегами. Вдруг Саша говорит - «смотри!». От реки поперёк дороги шли какие-то низкие столбики, а слева, чуть поодаль от дороги, стояла какая-то стойка-мачта. Да это же гидропост!  Странно, но ни на викимапии, ни на других картах мы не видели ни отметок, ни знаков про него.

Время шло к обеду, и мы уже присматривали укромное место: на берегу было ветрено, и мы искали какие-нибудь заросли. Но в тех кустах, что проплывали мимо нас, происходило какое-то движение и шебуршание. Это были кони, свободно пасшиеся в кустах, но вспугнутые нами, они перебегали дорогу и взлетали на холм, подальше от нас. Очистив таким образом заросли от коней, мы заняли их место: немного углубились по конетропе в буш и там устроились на обед. Сушняка в буше немеряно, и кипяток был готов очень быстро. Одно из уютнейших мест для обеда.

После обеда - снова немного кустарника и небольшой хутор (Рыбный), который ничем особо не запомнился. А вот следующая населёнка – совсем другое дело! Это была станица (Усть-Хопёрская), и запомнилась она двумя событиями. На выезде из неё есть источник, в который мы не применули заглянуть для оценки. Родник нам не понравился – не обустроенный и вода текла еле-еле, но на нём на нас напали…котята. Они выскочили откуда-то из-за родника и начали приставать к нам, жалобно мяукая и выпрашивая еду. Угостить их нам особо было не чем, только небольшие кусочки сыра послужили утешением котятам, и мы поспешили удалиться. Чуть отъехав от родника, съезжаем с асфальта (в станице - асфальт, да)) на грунтовку, что идёт между дорогой и рекой. Ветер опять играет в свои игры: в этот раз поднимает пыль и осыпает нас ею. Но виды не дают покоя и, как только ветер делает перерыв, достаю фотик. И вот, после очередного фотосета, объектив отказывается убираться. Останавливаюсь, вынимаю-вставляю батарею, нажимаю кнопки – всё бесполезно. Всё, с этого места наш отчёт остаётся только в нашей памяти и в тех немногочисленных кадрах, что снимает Саша на смартфон. Запаковываем фотик в жёсткую коробку и с надеждой починить, везём мёртвым грузом домой.  Good night, sweet prince.

Расстроенные, мы едем дальше, про себя переваривая, какого пласта материала мы теперь не досчитаемся. И ветер ещё этот и красивостей, как назло, нет (а может и хорошо, что нет?). Уныло проезжаем в следующую населёнку (1-й Бобровский), а вот перед следующей, Саша уводит меня к берегу. Оказалось, что напротив этого места устье Хопра, впадающего в Дон, но из-за низкого берега, виду эпичности не хватает.

Снова поднимаемся к домам (хутор Зимовной) и снова нас ждут брошенные, местами развалившиеся дома на окраине. Очень-очень атмосферное место! Мы ещё покатались там в поиске колодца, который Саша вроде бы видела на карте, но ничего не нашли.  Дальняя от нас часть хутора, опять же, оказалась достаточно жилая и бодрая, что не может не радовать. А мы, чуть проехав по главной улице, сворачиваем от неё к реке, ибо уже время немного перкусить. Ненаезженной дорогой, через редкий кустарник подъезжаем к реке, где я решаю искупаться. Не жарко, да и ветер не даёт расслабиться, так что быстро ополаскиваюсь и иду под дерево к Саше. «Смотри, что я нашла» – говорит, и показывает на пенку.

Такие соседи мне не нравятся, хорошо, что с этим разобрался кто-то до нас (интересно –кто?). Надо сказать, что весь поход, периодически из-под переднего колеса начинал кто-то в последний момент выползать, но, насколько я помню, это были ужи. А мы после перекуса едем дальше. В следующую населёнку (Крутовский) мы въехали очень красиво – по-партизански: подъезжая, Саша обнаружила в навике «секретную» тропу, которая была не на треке и решила проверить её. Тропа вела нас в кустарник, загораживающий населёнку, а ещё там оказался симпатичный пешеходный мостик.

Населёнка была крупная, с несколькими магазами, но мы завалились в крайний, в поисках вкусняшек и бутылки «с талией». Такая бутылка, с сужением, для крепления стропой снаружи штанов, дала течь накануне и мне нужна была замена. Без талии бутылки не держатся, а талия была только у пивных, и я уже подумывал… Но нет: поиск бутылки отложили на потом, а пока жевали вкусняшки возле магаза, заодно интересуясь у хозяйки-продавщицы, где бы нам набрать воды в поселении. Отправила она нас на колодец «к школе». Мы сказали, что не знаем, где тут школа, на что получили более подробные объяснения. Но на месте колодца не оказалось и только наитие подсказало нам, что колодец это вот это.

Вентиля у этой конструкции не было, так что пришлось воспользоваться пассатижами из ремнабора.

Выезжали из посёлка по грунтовке, которая потом всё равно влилась в основную дорогу с покрытием. Проехав по ней какое-то время, Саша вдруг говорит: а чего это мы всё по твёрдому? – и сворачивает на грунтовку в кусты.

Через заросли шла хорошая грунтовка, которая, хоть и зигзагами привела нас к следующей населёнке (Тюковной), которая запомнилась живностью, тупиковыми проездами и грязью. Поплутав немного, и, наконец, выбравшись из поселения, мы попали на открытое место. Оно, может, и не изобиловало видами, но почему-то радовало простором. Накатанная грунтовка, небольшие холмики, и ветер вроде не лютует – езжай себе, но… «Что-то у меня в переключателе» - говорит Саша. А потом резко клинит цепь. Смотрим: разлетелся верхний ролик, который поставил ещё Илья на Урале в 2018. Это был промик, и я специально брал для Саши такой же. Но…перерыв все сумки, ролик не нашёл. Как же так, ведь точно помню, что держал в руках!? «Подержал и положил. Да не туда» - подумал я. Но хорошо, что есть обычный пластиковый ролик…но плохо, что не точеный – под восьмёрку(. Не беда: новый вниз, старый наверх. Иногда узкая цепь пыталась соскочить и заклинить (особенно при вращении назад), но Саша бдила, и эта конструкция успешно доехала до финиша.

Кстати, ролик сломался прямо на границе областей. Сегодня мы покинули Волгоградскую область и дальше будем ехать по Ростовской.

Разобравшись с роликами, поехали дальше, но время уже к закату, и наш штатный стратег Саша говорит: «надо вставать где-то тут, а то дальше начинаются населёнки». А где «тут»? Дорог к реке не видно, со стороны реки какие-то строения, ещё и местные туда-сюда катаются. Подождали, когда уедут, проехали мимо строения и нашли колею в деревья, где попали на отличные рыбацкие стоянки на высоком берегу. Одна переходила в другую, и мы повыбирали ещё. Остановились в этот раз на самой облагороженной: с лавкой и кострищем, лестницей в склоне и лавкой у воды. За дровами, правда, пришлось походить, но не далеко. После заката наблюдали за ночной рыбалкой с моторной лодки, как рыбаки снуют туда-сюда с фарами поперёк реки. А совсем перед сном услышали шаги у лагеря – коровы с пастбища пришли к нам погостить.

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет