Тихий Дон 2020. День 5. 16.09.2020

Предыдущий день

День пятый (69 км)

Уезжали со стоянки сначала по берегу, потом, уткнувшись в тупиковую стоянку, свернули в поля. Снова вчерашние просторы!  Холмы красиво подсвечены утренним солнцем, коровы, как будто и не уходили на ночь – ходят себе по холмам вдали, кое-где виднеются кони.

Потом луга сменяли хутора и наоборот, грунтовые дороги переходили одна в другую. На одном таком перекрёстке у дороги стояли кусты шиповника, увешанные урожаем. Я не удержался и набил спелыми ягодами целый карман нарамной сумки. Вечером будет чай с шиповником.

Хутора были какие-то полу живые. После Рыбинского дорога закончилась. Мы свернули в кусты на старую грунтовку, ей пользуются, но редко. Ехали как по зеленому коридору – над нами нависала листва. Тут где-то впереди увидели движение. Интересно, что это за живность? Аккуратно подъезжаем поближе… Ой, да это же хрюшки! Несколько крупных темных, еще несколько чуть поменьше и посветлее и между ними полосатые поросятки. Увидев нас, они быстро скрылись в зарослях. Мы потом еще долго спорили все-таки это были домашние свинки на свободном выпасе или дикие? А еще Саша не догадалась сразу поставить точку и отметить место встречи. Так что мы еще спорили где же все это произошло. Но вроде у Рыбинского больше всего похоже место.

Вообще пока мы ехали по этой грунтовке до Калининского было ощущение, что перенеслись в другое место с другой природой: вместо дорог, пыли, пространств и чернозема, появляется река, колеи, мел и холмы, круто нависающие над дорогой. У реки растет плотный кустарник или заросли деревьев, которых гораздо меньше на холмах, и которые скрывают тебя и создают непривычное здесь ощущение леса. Этот маршрут понравился в том числе таким вот сильным контрастом, который дарит непередаваемые ощущения, а впечатления от них остаются надолго.

Небольшой кусочек перед хутором запомнился совсем уж нависающими холмами, создающими ощущение каньона. Под такой отвесной стеной мы постояли, перекусывая. В стене было что-то вроде выемки, в ней мы расположились чтоб не стоять на колее. Ещё глубокой авто колеёй, с которой приходилось осторожничать и чёрными птицами, которые пугливо взлетали от воды и стремительно взмывали куда-то наверх. Птицы были размером с галку или чуть крупнее (как мне показалось), но точно не врановые, Саша же уверяет, что у некоторых был длинный хвост.

Но вот из кустарника дорога уходит наверх, и мы внезапно выныриваем уже в деревне. Достаточно непростой тягун, улица и Саша разворачивает нас налево, на восток и как-то обратно по ходу движения... Я подумал, может источник или магаз, но нет – культура). Подъезжаем к забору плетню и видим аутентичные дома хаты (а может даже - мазанки). «Место съёмок Тихого Дона» - объявляет Саша. Приступаем к осмотру: пролезли через тын (или плетень?), походили вокруг двух домов и сарая, зашли в дом, оценили аутентичный новодел соломенных крыш, печи, лавок, домашней утвари и пожалели, что за этим никто не присматривает особо – ставни хлопают на ветру, не все окна целы.

Осмотрели, впечатлились – едем дальше. Населёнка (Калининский) довольно большая, значит должны быть магазы. И действительно, на большом перекрёстке обнаруживаем магазин, в том числе с вкусняшками. Глаза разбегаются, закупаем много ненужного, но очень вкусного. У крыльца магаза тусил кот, и я даже хотел и ему тоже купить вкусняшку, но продавщица отговорила. Выйдя на улицу и повнимательней посмотрев на кота, мы с Сашей тоже пришли к выводу, что он и так вполне накушанный. Распихиваем полезное, кладём сверху вкусное (кусок торта, и ещё что-то), и выдвигаемся. Населёнка мне очень понравилась – уютная, какая-то и рельефная. Наша цель – свалиться из неё к реке, что мы и делаем. Но на грунтовом лесном спуске у меня обнаруживается прокол. Н-нда, недалеко уехали! Но на берегу реки очень кстати стоит лавка, столик меж деревьев и этим нельзя не воспользоваться: пока я клеюсь, Саша начинает-таки, тортик).

Клеился достаточно долго, но в итоге всё получилось. Береговым бушем доезжаем до следующей населёнки (Громковский), а из неё сразу въезжаем в другую (Базковская), где асфальт начинается прямо от края посёлка. Но едва выехав на асфальт, опять обнаруживаем прокол, на этот раз у Саши. Да что ж такое! Настроение падает, ругаюсь. Ковыляем под дерево, ставлю запаску – воды нет, а без неё прокол не нащупывается из-за ветра. Сразу после выезжаем на асфальт и катим по нему по главной улице станицы. Кругом пастораль: домики, участки, всё такое…не как у нас. Чувствуется приближение осени – огороды убраны, ягод давно уже нет. По нашим меркам совсем ещё лето, а местным, наверное, уже холодно – вон и продавщица переживала за нас. Как же тут летом тогда – остаётся только догадываться. Но глядя на чахлые кустики и сухую траву в иных хуторах, представляется очень жаркая картина.

И вот с этими мыслями, мой взгляд упал на яблоню с яблоками. Она стояла за забором, но ветви склонила на эту сторону и на ней были яблоки. До сего момента мы яблок не видели, а та дичь, что росла на урочищах, была мелкая и кисло-вяжущая. Её было опасно есть – в рот она попадала легко, но после разжёвывания застревала в горле)

Конечно, я не смог удержаться и подъехал попробовать – яблоки оказались великолепные и я надёргал-насобирал с земли сколько смог распихать).  Вот ведь странно: ни до, ни после, нормальные яблоки нам больше не встречались.

В этой же станице нам предстояла закупка и, найдя сетевик, мы тут же свернули к нему. Закупаться пошла Саша, а я стоял у велов и втыкал в телефон. Вдруг ко мне подходит мужчина в возрасте, в камуфляже и красной бандане. «Ещё один любитель поговорить» - подумал я, закатывая глаза. «Что у вас тут, в каждой станице такой есть?»

- у тебя VK есть? – огорошил он меня вопросом.

- н-нет – соврал я. Мало ли что ему от меня надо.

- да и не надо, можно так набрать в поисковике «блюзы новых дорог». У меня дочка, как и вы, на велосипеде путешествует, Татьяна Никульникова. Почитай обязательно. Она сейчас по Кольскому одна катит.

- о, это интересно! Сейчас запишу и обязательно гляну. Спасибо.

Мужчина ушёл в магаз, а я на всякий случай записал и сохранил название сайта. Интересно, что спустя месяц-два, я о этом сайте прочитал в велочатике от Бахи (ссыль для ленивых https://newroadsblues.com)

Пришла Саша, накупившая кучу еды, а я, оставив её распихивать продукты, тоже наведался в магаз и даже нашел какую-то местную вкусняшку, которую мы тут же у магаза слопали.

Поехали дальше, подивившись на элеватор, что нависал над дорогой недалеко от магаза. Хотелось уже поскорее проскочит асфальт и населёнку в целом. Но сперва надо было посетить ещё одну важную точку маршрута и мы, переехав трассу, направились не вниз к реке, а в гору. Подъем, надо сказать, не из простых: я чуть не все силы на нём оставил, а Саша решила не утруждаться и бросила гружёный вел на середине подъёма. Вид сверху открывался отличный.

Спускаемся с холма, а потом и к реке. Сначала дорога была хорошо накатана рыбаками. Первые метров 500. Потом был участок, где даже пришлось спешиваться, а дальше 500 метров до населёнки снова накатанная дорога – это уже рыбаки из следующего хутора накатывают. Т. е. они не ездят дорогами вдоль реки, а только до своих стоянок. А жаль, нам бы было очень удобно ездить по хорошей сквозной дороге вдоль всего Дона.

Итак, въезжаем в населёнку, где у нас по плану набор воды на обед. После станицы, этот хутор (Альшанский) кажется просто дачным СНТ. И воду набрать так же непросто – ни колонок, ни людей. Пошастав туда-сюда, уже почти отчаялись, но тут я увидел движение за забором и, крикнув вслед уезжающей Саше «стой», подъехал к воротам, жалобно выпрашивая воды. К воротам подошёл дядька в возрасте, он пригласил меня во двор, показал, где кран. Но вот Саша куда-то запропастилась, и пока я наливал воду в свои бутылки, дядька стоял у ворот, карауля блудную Сашу, которая, как выяснилось, не услышала моего окрика и уехала дальше по посёлку, искать воду. Позже Саша была перехвачена и также приведена к воде. Во дворе у дядьки стояла служебная машина Почты России, стены сарая и дома были украшены яркими рисунками, которые, как он нам рассказал, сделала его внучка. Так что, если вам понадобится вода в Альшанском - ищите авто Почты России). А ещё Саша порасспросила дядку, как бы нам съехать к реке, на что он сказал, что надо немного вернуться по посёлку и там найти спуск. Что мы потом и сделали, поблагодарив хозяина и попрощавшись.

Первая попытка привела нас в тупик, а вот вторая вывела к дороге вдоль реки. Не совсем понятно было, как нам ехать дальше и мы всё пытались выбраться к реке отворотками, надеясь обнаружить там колею вдоль воды, как это было до посёлка.  Но это были рыбацкие тупиковые радиалки, и мы, сделав две попытки, решились ехать по дороге. Сначала это была хорошая накатанная колея, но после того, как хороший накат ушёл к реке на крайнюю стоянку, дорога становилась хуже. Помявшись, мы решили ехать дальше по дороге, куда бы она нас не привела. Привела она нас, ожидаемо, в завал. Возвращаться и объезжать? Далеко, лениво. А что если…  Достаю верную пилу-выкидушку, и потихоньку начинаем пробираться вперёд. Дорога-то есть, она не заросла, а немного завалилась. Местным лентяям пропилить бы чуть-чуть – столько стоянок бы разблокировалось. А пока я иду впереди, периодически возвращаясь за велом, Саша за мной. Через какое-то время пришлось надеть штаны от крапивы и бросить надоевший вел, надеясь на скорый выход из буша. Пробирались так мы достаточно долго, но вот, крайнее дерево пропилено, и мы вышли на накатанную дорогу, приходящую слева из деревни и уходящую вперёд. Саша выведена, а мне предстоит обратный путь за велом, и мне теперь он показался горааздо длиннее, чем с пилой в руках. Саша тем временем и на разведку съездила, и стоянку подыскала, и меня уже заждалась и стала волноваться.

После такого приключения надо обязательно отдохнуть и перекусить, благо время обеденное, да и место как раз – кустарник, поваленное дерево, спуск к воде, куча дров. Костёр, чай, купалка, обед. Дальше мимо какого-то водозабора извилистыми дорожками мы внезапно выехали к причалу. Вот это поворот! А мы тут сможем пробраться? Возвращаться совсем не хочется, так что делаем морду кирпичом и едем в калитку в заборе. У причала стояло судно, ходили рабочие. Нас никто не остановил, так что мы благополучно выехали через ворота с другой стороны.

Следующая населёнка (Меркуловский) запомнилось обилием детей, которого почему-то не наблюдалось в других местах. Видимо это крупное поселение со школой, а из других населёнок детей поувозили из-за начала учебного года. Здесь, возле школы, увидели вот такое рукоделие.

Кого и о чём оно должно предупреждать – не понятно. Мы закупились хлебом, посмотрели на вкусняшки и, сделав большую петлю, чтоб выехать «огородами», поехали дальше.

Выехав к берегу, обратили внимание, что трек предшественников тут подходит вплотную к реке в поисках ночёвки и мы решили посмотреть – вдруг нам тоже понравится), но понравилось не очень, да и до заката ещё время было, так что едем дальше. После берега небольшой лесок, а за ним – совершенно потрясающее по красоте место: Дон, низкий берег, растительности почти нет, а что есть – объедено живностью, меловые громады не нависают, но стоят чуть в отдалении, закатное солнце впереди…  Снова укол сожаления об отсутствии фотика, но снимаем на что есть.

Уезжать не хочется, хочется остаться прямо тут и надолго, но солнце всё ниже, и Саша подгоняет. Чудесное место позади, а впереди чудесный луг, на котором Саша отстаёт, меняя аккумы. Тоже хорошее место, но ни дров, ни спуска к воде с невысокого, но обрыва. А уже холодает.

По карте впереди пляж, надеемся там найти стоянку, но попадаем в глубокий песок и достаточно популярное место. Кое-как выбравшись из песка, продолжаем поиски. Снова луг, за ним, в сторону холмов, лесок, но мы едем вперёд вдоль реки и надеемся всё-таки найти подходящее место. Вот-вот стемнеет, проскакиваем русло ручья, влетаем в заросли и тут подряд несколько стоянок. Смотрим все, они все не очень – рядом с дорогой, непонятно что с топливом и какие-то неуютные, - но надо уже останавливаться. Выбрали, побросали велы, Саша пошла смотреть спуск к воде, я в кусты по дрова. Пока ходил, ещё раз присмотрелся к соседней стоянке и резко захотелось туда. Пришла Саша и мы, ещё раз посовещавшись, решились на переезд (благо не далеко). Дров в кустарнике оказалось предостаточно, спуск к воде, хоть и слегка илистый, но обустроенный, а что ещё надо для ночёвки. Вечер показался чуть холоднее предыдущих, но у костра тепло, а в тёплом спальнике и подавно, и мы отлично выспались.

Трек

Информация о достопримечательностях

В фотоальбоме можно посмотреть эти и другие фото похода, которые не влезли в отчет