15.05.2021 Ржев - Тверь. День 2

Предыдущий день

Утром уже знакомой дорогой доехали до брода. Тут даже мостик был, по которому я перешла. А ребята проехали брод в седле, если аккуратно ехать, то можно даже ноги не замочить.

Поднимаемся к деревне Коммуна. Это бывший животноводческий совхоз, на что намекают какие-то сараи и ангары. Разбитая, но наезжанная грунтовая дорога идет на Карамзино, а мы едем на неприметную отворотку. Тут же понимаем, что мы попали в глушь. Впереди слышится шум, топот, и нашему взору открывается картина - два дерущихся кабана. Ой, а нам как раз туда. Какое-то время стоим ждем, но они не уходят и нас не видят. Потом чем-то пошумели (то ли похлопали, то ли посигналили), и кабаны дружно убежали в лес.

Теперь мы можем двигаться вперед, но это все равно не просто. Вся дорога ужасно сырая и грязная. Тут кто-то ездил на болотоходах? Благо есть квадроколея, которая огибает самую жесть. По дороге встречаются разные следы - лося, медведя. К счастью, их обладателей нам не пришлось повстречать.

Медленно продвигаемся вперед. То пользуемся квадроколеей, то теряем её из вида, и тогда приходится как-то пробираться между луж. В итоге преодолеваем этот участок и выезжаем к братской могиле у урочища Волыново. Тут устраиваем перекус и немного отдыхаем.

Дальше уже хорошая сухая дорога. Через пару км съезжаем к реке. Здесь мне дорога очень напомнила ГРЭ. Такая же хорошая грунтовая дорожка почти у самой воды, красивый изгиб реки и зеленая стена леса, отражающаяся в воде.

Вдоль берега видны выходы известняка, которые напоминают мне остатки каких-то фундаментов.

Вскоре добрались до устья реки Иружи. Сначала собирались бродить её прямо у устья, но местные подсказали проехать чуть выше по течению, где было помельче. Кстати, буквально в 200м от трека есть развалины паровой мельницы, а недалеко в Массальском руины усадьбы. Все в плохом состоянии, так что мы решили не тратить на это время.

Брод был неширокий, песчаный, всего по колено, но водичка прохладная. А еще не обошлось без потери тапка.

После брода дорога в нужную нам сторону как-то быстро затерялась, поэтому мы уже привычным способом поехали вдоль берега по травяным кочкам. Тут угадывалась какая-то тропинка, но ехать по ней было нереально. Вдоль берега снова были выходы известняка. Да и вообще очень живописный берег - зеленая травка, лес, вода, камни... Для меня это компенсировало отсутствие дороги.

Через километр выбрались к деревне Подол. Разведка показала, что от нее идет какая-то дорога обратно к р. Ируже, но требуется доразведка куда же эта дорога все-таки выходит. В этот раз не могли себе позволить проверять, т.к. впереди нас ждало еще много неизведанного.

Из Подола идет грейдер, едем по нему. Миновали р. Серговку, а за ней была своротка, по которой по идее можно было бы выбраться к Даниловой Слободе, но мы не рискнули. Поехали вперед к Ломово, а там асфальтом добрались до Даниловой Слободы.

До Спасского ехали по приятной грунтовке. Тут нам добрые люди разрешили набрать воды из колодца, стоящего прямо у дороги. И, как мы поняли, можно в любое время набрать воды. А на другой стороне находится деревня Родня с приметной Успенской церковью. Вот ради того, чтобы посмотреть на неё поближе стоило бы проехать по другому берегу Волги. Жаль что мостов тут нет, надо уточек брать в следующий раз.

От Спасского до Боровой хорошая грунтовая дорога. А вот потом снова в нужную нам сторону ничего приемлемого не проглядывается. Так что приходится немного дать петлю к Мартьяново. Зато перед Болдырево попали в горы - каменистая дорога идет серпантином через глубокий овраг - стремительный спуск и долгий подъем. Похоже, что в ущелье едешь.

Где-то у брода через р. Зеркальная должна была приходить дорожка, но отворотка была очень условная. Значит, правильно, что от Боровой не пытались проехать по ней.

За Болдырево к автодороге вела немного разбитая колея. Мне она показалась норм, но ребятам она не понравилась - слишком тряская. Но куда деваться? Все равно другой дороги нет.

От Савельево вдоль берега на спутнике совсем ничего не проглядывалось, поэтому приходится ехать асфальтом к трассе. Далее мы хотели пробовать по дорогам, которые разглядели на космоснимках, через Старое Теличино прорываться к Молоково, но тут нас все-таки нагнала тучка, которая уже давно кружила неподалеку, а теперь наши пути пересеклись. Мы, недолго думая, устроили обед, во время которого решили еще немного проехать асфальтом и свернуть Кореничино на более явную грунтовку, а то дорога в Старое Теличино была уж очень грязна и разбита.

После обеда так и поступили. Дорогой редко пользуются, в некоторых местах она была подтоплена, так что приходилось немного обходить, но в целом ехать можно. Дорога вывела нас к кладбищу, а затем мы выбрались на асфальт и заехали в Молоково.

За деревней начинается красота! Так называемые "Старицкие ворота". Река постепенно промывает меловой слой и с обеих сторон получаются высокие берега.

А раз есть мел, то должны быть и каменоломни. И они тут действительно есть - система каменоломен Барсучья. Бросаем велики в траву и поднимаемся наверх по склону смотреть пещеру. В интернете не смогла найти точные координаты входа, понадеялась, что на месте разберемся. Но пришлось немного поплутать в поисках. Наверху вся поверхность бугристая, вся в воронках. Думаю, что это провалы в штольнях. В итоге вход в пещеру мы нашли, но желающих залезать не нашлось. Вход какой-то узкий, в меле ещё испачкаешься... Ну а я уже налазилась осенью на Дону. Да и время уже неумолимо идет к закату. Так что только заглянули одним глазком внутрь и сфоткали мышек.

Продолжаем ехать вдоль берега и любоваться видами. Вскоре нам начали встречаться люди и мусор, а значит мы приближаемся к городу. Доезжаем последние метры вдоль берега и, осмотрев местный гидрологический пост, заезжаем в Старицу.

Едем по Советской и улице Ленина. Тут сохранились постройки 19 века. Что-то даже в хорошем состоянии. Мне больше всего приглянулось здание Старицкого колледжа с элементами псевдорусского стиля и дом купца Филлипова. Вообще, надо будет как-нибудь запланировать поездку и выделить пару часов на осмотр Старицы, прокатиться по улочкам.

Едем дальше, осматриваем ротонду, белокаменные кузницы, Борисоглебский собор с колокольней. На смотровой я зачитываю культ.информацию и мы любуемся видами. На этом месте был центр древней Старицы. Сейчас об этом напоминают сохранившиеся валы.

Спускаемся чуть ниже к церкви Рождества Богородицы. Я раньше проезжала мимо неё, но почему-то не обратила внимания тогда. А сейчас представилась возможность разглядеть все детали. Ансамбль церкви формировался 75 лет, на маленьком пятачке хоть и разместилось много разных зданий, но они гармонируют между собой и образуют единый комплекс. Все построено из местного "старицкого мрамора" - известняка, который добывался в том числе в каменоломнях, которые мы проезжали ранее.

Тут же располагались торговые ряды, которые сейчас, к сожалению, медленно, но верно разрушаются.

С новенькой набережной открывается вид на ажурный старицкий мост. Видимо, его покрасили перед нашим приездом. Выглядит супер!

Переезжаем Волгу по мосту и двигаемся к центральной площади. К Свято-Успенскому монастырю не заезжали, только поглядели на него со смотровой. Зато на площади посмотрели памятник основанию Старицы (1297). Быстренько закупились в магазине и поехали искать ночевку.

Тем более сбоку снова крутилась тучка, пока что поливая левый берег. Сейчас я по карте понимаю, что надо было нам на 68км сворачивать ближе к берегу в леса, а не ехать в Рыблово, но тогда нам показалось слишком людно на этом перекрестке, не сориентировалась я. Так что мы проехали еще пару км до карьера. Сначала хотели встать прямо там, на карьере в сосенках, но слишком открытое место, и местные ездят. Вернулись на дорогу и забурились в лес. Тут нашлась уютная полянка с сосновыми дровами. Так что считаю, что в итоге вышло не так плохо. Правда сегодня купаться было далеко ехать. Леша скатался, а мы с Игорем остались ставить лагерь.

Трек

Трек всего похода файлом

Достопримечательности

Больше фотографий можно посмотреть в альбоме