08-11.05.2021 - Змиёвка - Елец. День 1

В мае 2019 мы ездили в поход  «500 км до мечты», отчётик о котором лежит тут, ну или там. Места нам тогда очень понравились, несмотря на некоторый переизбыток асфальта на маршруте. Но это было особенностью базового трека, который мы честно уворовали на ныне покойном GPSies’е, допилив вторую половину под свои хотелки и финиш. Зато некоторые экспромтные грунтовые прокаты вдоль рек, заставили облизнуться и задуматься, а по приезде домой накидать несколько набросков, которые долгой холодной зимой превратились в плановые треки. И лишь спустя два года, снова в мае (в 2020-м я поймал ковид) было решено прокатить один из этих треков.

До старта

Дождь начал идти в мск уже с утра, и уже тогда закрадывались мысли об ошибочности решения ехать несмотря ни на что. То, что мы потом видели все пять часов в окне ласты, убивало всякую надежду и желание из неё, ласты, куда-то выходить: за окном пролетали мимо чернозёмные пашни, а где не было пашни, там текли реки и ручьи. Прогнозы обещали хорошую погоду уже завтра (а окончание дождя сегодня, во второй половине дня), но тогда в это верилось с трудом, да и понятно было, что после такого потопа, сохнуть будет долго.

На платформе курка нам встретились знакомые, они с ребёнком ехали культурно отдыхать в Ясную Поляну. Ехать туда долго, и ребёнок, устав сидеть, вынудил родителя гулять с ним по салону, и они подошли к нам, интересуясь куда-откуда. Прощаясь, Илья сказал, что если б была возможность, то он всё бросил и поехал бы с нами в поход, презрев погоду. На что я подумал, что если б была возможность, то я бы тоже бросил всё и …остался дома.

День 1-й. 08.05.2021. 52 км

В Орле к нам подсел Дима: он не успел купить билет на ласту и догонял нас сначала брянским ПДСом, а оттуда уже орловской РАшкой. Подтянулся Игорь, и мы стали готовиться к десантированию. В Змиёвке, похоже, вываливались только мы, и, поскольку мы задерживали весь поезд, то проводники активно выкидывали наши вещи помогали нам выгружаться.

На платформе собираем велы под дождём, уныло бредём под навес у сетевика, в котором закупаемся, а Саша читает нам историю Змиёвки. Погода отвратная, настроение ниже плинтуса, но надо ехать. Бегло глянув на пару достопримов, печально выезжаем из города, и понимаем, что плановый трек очень скоро приведёт нас в поля, а сейчас там делать нечего. Надо ехать дальше асфальтом, и, повтыкав в навик, мы уходим на трассу. На асфальте и без дождя не очень, а в дождь вообще тоска. Дима потихоньку уходит в точку - его свежесобранный, но необкатанный стальной конь бьёт копытом. Дима с нами только стартовал, а так у него свои планы и свой трек на три дня (вместо наших восьми).

Мы сворачиваем с трассы и уходим на местный асфальт.  В Кукаринском Куракинском делаем перекус, спрятавшись на остановке: холодно, сыро, мерзко. Перед этим, также остановившийся на перекус Дима, снимает видео нашей печальной процессии.

Саша сказала, что в этой населёнке раньше была усадьба и вроде осталось что-то от неё, но в такую погоду что-то искать совсем нет настроения.

Но вот асфальт сворачивает вправо и идет в тупиковую деревню, а наш трек прямо, в грунты - здесь можно сделать грунтовый перелаз до следующего асфальта, где уже появляются варианты.  Вид гряземесива шокирует, но альтернатива – возврат и оочень большая петля по асфальту… по трассе… под дождём…нувыпонели. Дима уезжает направо – туда уходит вариант трека, с предположительно более твёрдым покрытием, а мы начинаем вползать в поле. Сначала пешка, но потом, по следам, оставленным легковушкой вдоль посадки, можно даже ехать, и даже на 1*2. Стало открытием, что пока идёт дождь, няшка почти не налипает, а мы Игоря, который не был в черноземье, уже запугали адовым пластилином.

После посадки сначала выезжаем на перекресток. Тут самая жесть. Земля сырая, ноги утопают в ней. Кое-как перебираемся на другую сторону. По дороге ни ехать, ни идти невозможно. Так что выходим в чистое поле, тут тоже уже не проедешь, но хотя бы можно катить вел по траве. Дождь к этому моменту прекратился, и ветер стал активно раздувать тучи, а вскоре и радуга появилась.

Сбоку на горизонте появился Дима, который ехал по другому краю поля. Он вернулся из тупиковой деревни, наткнувшись на тот же чернозём, и поехал на плановый трек, что был в стороне от нашей дороги. И Дима уже опережал нас! Я почувствовал уважение к его убер-велосипеду, который так хорошо едет по жидкозёму. Но через какое-то время стало видно, что он тоже завяз, и мы потеряли его из виду. Больше мы его не видели, но мысленно мы ощущали его присутствие.

Попробуйте найти Диму на фото

Тем временем чернозём начинает сохнуть и налипать - надо торопиться. Немного помогают озимые, но тащить всё равно тяжело – начинаем промокать изнутри от перегрева.

Кое-как дотащились до населёнки - а тут уже асфальт. Передохнули, почистились, поели, окультурились, замёрзли, безуспешно поискали воду. Зато отсюда идёт асфальт, примерно параллельно треку, но теперь уже без тупиковых засад, и мы мокрые, но довольные спасением от жидкого чернозёма, двигаемся в путь.

Через 10км делаем небольшую остановку. Где-то недалеко от этого места берет начало р. Быстрая Сосна, вдоль которой мы будем ехать несколько следующих дней и доберёмся самого её устья. Конечно, самого истока не видно, но мы постояли, посмотрели в ту сторону и прониклись моментом.

Подъезжаем к перекрёстку: трек уходит направо, дорога на трассу прямо, а слева большой посёлок. На той стороне перекрёстка начинаются сосновые заросли, и они подошли бы нам для ночёвки, но вот воды мы так и не набрали, а в посёлке (Покровское) у нас отмечен родник. Мы решаем съездить туда за водой, а заодно осмотреться, а то здешние сосны очень молодые и может быть туго с топливом. А после дождевого дня было бы неплохо погреться и посушиться.

Еще на спуске к посёлку, подмечаем сосновый лесок, въезжаем в посёлок, где находим источник, проапгрейженный до домика с купелью. Набираем воду на ужин, а заодно из бутылки немного отмываем от чернозема ноги вилок и трансмиссии. Игорю же, проигнорировавшему чистку ног, засохший за ночь чернозем на следующий день забился под пыльник.

Мне очень хотелось окунуться в купель, но сильнее хотелось к костру, в тепло - мы уже начинали подмерзать от холодной воды - поэтому мы больше немедля поехали к лесу. Это оказалась скорее посадка для укрепления склона оврага, но старая и заросшая, и с кучей сушняка. После дождя всё отсырело, и мы с Игорем помучились, разводя огонь.

Но вот сосновые дрова заработали, и тепло с уютом пришли в лагерь. Готовка, сушка вещей, обсуждение погоды, чтение смс от Димы, и мысли «как он там, один?». Ужин, чай, обсуждение планов на завтра под потрескивание костра, корректировка маршрута и сон под далёкий лай деревенских собак. Первая ночёвка похода всегда особенная.

Остальные фото этого похода можно посмотреть в альбоме.