27.04-04.05.2019 - Дикое поле

С 27 апреля по 4 мая 2019 мы с Лешей прокатились по нескольким областям Черноземья. Ниже можно прочитать подробный отчет о маршруте и наших впечатлениях.

Все записи об этом походе можно найти по тегу Дикое поле.

Идея и подготовка

Как обычно, еще зимой стали думать куда же податься на майские. Сначала я нацелилась ехать на северо-восток Беларуси, вдохновившись отчетом Владимира Горбунова, но во время очередного обсуждения зашла речь о том, какие места нам хочется посмотреть, и куда все никак не доедем. И всплыло два места — Данков и Полибино.

Из анонса:

«"Что нужно для счастья? Чтобы мечты исполнялись!"

У Леши была мечта посетить город его детства - Данков, а у меня давняя любовь к творениям инженера Владимира Григорьевича Шухова (я раза три была у его башни под Дзержинском, и даже работаю в 2 км от Шаболовки!). И по счастливому стечению обстоятельств еще одна сохранившаяся башня Шухова находится в селе Полибино, всего в 50км от Данкова. Она первая, созданная Шуховым, между прочим!

В общем, решили, что надо съездить, исполнить мечты, пока возможность есть.»

Т.е. со второй частью похода стало более-менее понятно: Елец (чтобы Воргол еще раз объехать) — Курапово (заехать на скалы, которые в том году проехали мимо) — Данков — Полибино — Милославское.

Начинаю искать путь в Елец еще на 4 дня (~300км) и тут натыкаюсь на ВМ на тему Димы Сусанина про поход по Муравскому шляху. О, то, что надо! К сожалению, инфы там мало, но зато есть трек и обнадеживающее сообщение о том, что они проехали и «без особых напрягов».

Потом еще дорисовался кусочек из Старого Оскола вдоль р. Оскол, который я нашла на форуме велосипедистов Старого Оскола. На ВМ очень помог с оптимизацией кусков Сенчуковка — Ливны и Чернава — Воргол некто 0317. Подсказал нитку и обнадежил, что там можно проехать. Вообще от Старого Оскола до Ельца почти не было треков по тем местам, где мы хотели проехать. Почему-то никто особо не ездит там. Я излазила весь gpsies, но все-равно оставалось много белых пятен. Так что зачастую при прорисовке трека приходилось использовать космотуризм... Поэтому мы уже заранее готовились к приключениям.

Кроме трека стоял вопрос со снарягой и питанием. Тут решили ни в чем себе не отказывать. Взяли велоштаны и набили их под завязку (у меня вышло под 20 кг, но своя ноша то не тянет). С байпакингом в этот раз заморачиваться было лень. Как мы питались — это отдельный разговор.

Со всей этой подготовкой на культпрограмму почти не осталось времени, но тут меня спас геокешинг! Тайники мы, конечно, не брали, но зато активно пользовались описаниями. Мне понравилось, что там про достопримечательности часто написано только самое важное и интересное. Сжато и без лишней воды. Как раз то, что надо для велопохода. Сама бы я на сбор и фильтрацию этой информации потратила бы много времени.

Собственно, во многом благодаря информации с геокешинга, я и решила в итоге назвать наш поход не рабочим названием «500 километров до мечты», а «Дикое поле». По мере приближения к «мечте» и к финишу мы все больше узнавали о том, по каким местам мы едем — изучали культпрограмму и внимательно смотрели по сторонам. А в конце похода пазл у меня в голове сложился — мы действительно посетили Дикое поле, и наше путешествие должно называться так и никак иначе!

Отчет по дням

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

День 7

День 8

Про еду

Как я уже писала, мы решили ни в чем себе не отказывать, поэтому питаться собрались вкусно и разнообразно — никакого сушеного мяса и сухарей, никаких раскладок в 700г!

Что у нас было из снаряги:
  • Щепочница
  • Кастрюлька для щепочницы
  • Горелка + экран + баллоны (дожигали остатки с прошлого года)
  • Кастрюлька для горелки
  • Сковорода
Про сковороду я прочитала в отчете Владимира Кулигина и подумала «Мне тоже это надо!». Сковородка правда MSRовская, не дешевая, но после второго места на ЗГ у меня как раз был сертификат в СпортМарафон, поэтому мне она обошлась всего в 280р.

Такое количество посуды обязывает много и вкусно готовить, поэтому перед походом я заморочилась, написала меню, чтобы каждый день у нас на ужин было новое блюдо, а на обед разные салаты и бутеры.

Крупы все взяла с собой из дома, расфасовав по пакетикам. На первые 2,5 дня еду тоже взяли из дома, а потом закупались на несколько дней в сетевиках.

На завтрак готовили то, с чем долго возиться не надо. Рис или гречку в пакетах варили на щепочнице, а потом, сполоснув кастрюльку, грели там же молоко (пару раз разводили сухое, но в основном покупали в коробках по 0,5л). Потом рис/гречка/мюсли заливаются молоком — вот и каша готова! Сполоснули от молока кастрюльку и в ней же чай уже на подходе. Пока Леша у «плиты», я делаю бутеры с булочками и сыром и начинаю лагерь собирать.

Я решила, что на обед надо себя радовать, поэтому на обед у нас были салаты из свежих овощей и бутеры с сырокопченой колбасой (почему-то в этом походе она у меня имела бешеный успех, хотя в обычной жизни не ем). Я обкладывалась пакетиками с едой, посудой и кухней и начинала резать, а Леша доставал горелку и готовил чай.

Резать салат (а иногда и резать почти не надо было) на двоих не очень долго, зато очень вкусно! И побольше майонеза туда и на ломтик хлеба (как мы на Ю.Урале научились), чтобы лучше крутилось.

На ужин у нас была основная программа. Снова разделение обязанностей — я на нарезке и жарке, Леша — на щепочнице. Вечером сковородка использовалась не только как дополнительная тарелка, но и по своему прямому назначению. Мы на ней и кабачки жарили, и тушенку, и капусту с сосисками. Зажарка из морковки (тут в дело шла плоская терка) и лука — обязательный атрибут. Удивительно, как её наличие в стандартных гречке и рисе делает еду в сто раз вкуснее. Были у нас и супы, и рагу. За 7 ужинов ни разу не повторялись.

Сковородка показала себя хорошо. Ручка снимается, выглядит надежно, удобно возить. Удобно использовать как дополнительную тару для салата, хлеба, бутеров и т.д. Еда особо не пригорала, а то, что пригорало — оттиралось. Из минусов — в комплекте нет крышки, а без неё еда готовится дольше. Надо будет что-то искать.

Но такое питание все-таки требует больше телодвижений, чем обычные тушняк с гречкой, а т.к. нас было всего двое, то вся нагрузка по готовку была на нас. Когда людей больше, то хотя бы можно распределять. Тем не менее, я не жалею, т.к. у меня был доп.стимул доехать до ночевки — возможность посидеть у костра и насладиться вкусной едой, а не просто сжевать свою порцию БЖУ.

Информация по магазинам

На маршруте каждый день нам встречались магазины. Закупались мы в сетевых магазинах (в основном, в Магните) на несколько дней. Они встречаются в следующих населенных пунктах: Старый Оскол, Долгое, Ливны, Елец, Троекурово, Данков.

В остальных магазинах мы покупали хлеб, вкусняшки, газировку, мороженое... В основном магазины небольшие, работают до 20. В Милославском у вокзала несколько минимаркетов (до 20), но выбор скудный + КБшечка (до 22).

Информация по воде

С водой в этих местах не очень... В большинстве деревень и сел у всех вода во дворе. Колодцев мы не видели вообще, а колонок мало. Пару раз пришлось просить у местных набрать нам воды.

Но у нас жары не было, поэтому и пили мы не так много. Обычно хватало один раз набрать воду перед ночевкой, а потом немного долить где-то в обед + покупали газировку. В жару, конечно, пришлось бы тяжко.

Очень понравился родник у с. Баранчик. Там есть и место для отдыха с огромным столом, лавками и крышей, и купель, и ручеек. Место уютное!

Технический отчет

Информация о километраже, покрытии, графике движения и т.д.

Общая информация

Сроки похода — 27.04 — 04.05.2019 (8 дней)
Общий километраж — 622 км
Общий набор/сброс (по gpsies) — 4 892/4 845 м
География: Черноземье — Белгородская, Курская, Орловская, Липецкая, Рязанская области. Степи и лесостепи.
Нитка похода: Старый Оскол — Ястребовка — Погожее — Сенчуковка — д. Мармыжи — ст. Мармыжи — Ледовское — Адамовское — Долгое — Студеное — Ивановка — Никольское — Троицкое — Ливны — Успенское — Липовец — Гниловоды — Чернава — Маяк — Воргольские скалы — Елец — Донское — Скорняково — пос. Сахарного Завода — Курапово — Троекурово —  Совхоз Агроном — Недеждино — Данков — Бигильдино — Никольское — Долгое — Полибино — Стрешнево — Воейково — Милославское

Покрытие:
асфальт — 297,7 км (48%)
щебень — 31,1 км (5%)
грунты — 291,8 (47%)
пешка — 1,4 (<1%)

Информация по дням

Покрытие

График движения

Ссылка на альбом со всеми фотографиями

Треки

Треки файлом

Достопримечательности

Отчет в PDF

Итоги

Не смотря на погоду, нам все-таки удалось преодолеть большую часть запланированного маршрута. Где-то мы даже улучшили его. На треке много пустынных грунтовых дорог, имеются достопримечательности и красивые виды. В то же время мы проезжали через достаточно крупные города и могли пополнить запас еды.

Так что маршрут рекомендуется к повторению. Но только ехать надо в сухую погоду, т.к. по пути встречается достаточно много черноземных участков, которые в дожди становятся непроезжаемыми.