08-11.05.2021 - Змиёвка - Елец. День 3

День 3-й. 10.05.2021. 63 км

Утро встретило нас солнцем и лёгкими облачками. Пока завтракали, обсуждали предстоящий ходовой день: это будет первый полный грунтовый день, и не понятны ни степень просыхания грунтов, ни проезжаемость отдельных участков рисованного по спутнику трека. А до спасительного асфальта будет далековато.

Первое впечатление – сыро. Но налипало совсем чуть-чуть, и то в колеях и лужах, а когда мы вкрутили в холм к первой населёнке (Успенское), то поняли, что по верхам будет совсем сухо. С холма открывался отличный вид на долину Сосны, а на спуске мы полюбовались на устье Кшени, на противоположном берегу.

Кшень впадает в Быструю Сосну

После полевого прогона снова пошли уютные рыбацкие стоянки, которые внезапно кончились тупиком. Пришлось делать петлю, возвращаясь, проехать немного по пашне с озимыми, и вкручивать в крутой торчок на дорожную насыпь. Дальше до Алдобаевки идёт грунтовка, с захватывающими пейзажными точками с видами на изгибы Сосны.

В Алдобаевке мы упёрлись в устье реки Кунач, через которую здесь предполагался брод. Но мы побоялись холодной воды и поехали искать объезд. Поднявшись от реки в деревню, мы вдруг увидели, что вчерашние локальные дожди хоть и косвенно, но всё же дотянулись до нас: дорога в деревне была раскисшей. Потихоньку объезжая лужи, мы медленно, но всё-таки ехали. Но когда подъезжали к мосту через Кунач, чернозём стал слишком гостеприимным. Саша сильно отстала, но она не первый раз имеет дело с чернозёмом, и я посчитал, что она справится и в этот раз.

Но она покричала, что её надо спасать, и я поспешил, захватив волшебную палочку-ковырялочку. Вдвоем мы кое-как доволокли вел до реки, и принялись его отмывать, и отскабливать свисающий пластилин. Здесь же Саша обнаружила, что пока мы тащили вел, навик провернулся в креплении и об манетку (наверное) сковырнул кнопку, и теперь его невозможно включать, и Саша не видит трек. Очистив коней, попытались ехать дальше, но чернозём был настолько суров, что ехать было невозможно, получалось лишь осторожно катить.

Здесь нам навстречу выехал мотобайкер на эндурике, остановился, поздоровался и начал расспрашивать откуда мы и куда. Для него явно в диковинку были туристы в этих краях. А когда он узнал, что мы едем вдоль реки, сказал, что сам так едет от Чернавы на Адамову мельницу, и что дорога проезжаема. Он поведал, что живёт в Чернаве и ему приходится кататься одному, так как не может найти с кем покататься - нет в округе никакого мотодвижения. И он очень завидует нам, что у нас маленькая, но группа. Поинтересовался, что у нас за клуб или сообщество, и есть ли какой-то сайт и\или канал. Мы пожелали друг другу удачи в пути и разъехались в разные стороны. Но этот дядя до конца дня был с нами своим мотоследом на грунтовых участках трека, и этот след дошёл с нами до самой Чернавы и затерялся уже где-то в ней. Спасибо ему за это и большой привет.

А мы начали подниматься от речки в левобережную часть деревни, и нам приходилось идти краем дороги, и выбирать траву погуще. Наверху, у домов, уже можно ехать и мы покинули деревню, выехав в поле.

Грунтовка шла краем поля, справа кустарник скрывал реку. Вдруг накатанная колея свернула к реке и уткнулась в тупиковую стоянку. Этим нельзя было не воспользоваться, и мы устроили перекус. Здесь Саша отобрала мой навик, вставив свою карту, а пока мы сидели, я вырезал что-то похожее на кнопку из дерева, и приспособил под изоленту на место. Поделка даже поработала какое-то время.

Ветер дул бодрый и даже кусты не сильно спасали (а от костра Саша решительно отказалась), так что долго мы не сидели. Вернувшись на дорогу, стали думать: дорога дальше совсем не накатана – один раз кто-то проехал, но доехал ли он куда-нибудь - не понятно. Но возвращаться в деревню и искать дорогу оттуда, нам стало лениво, и мы решили проверить колею.

Она заходила за кусты и уже там перпендикулярно отходила от реки в сторону посадок в поле. "Наверно, там есть дорога” – решили мы, и двинули по колее, но…чернозём был против. Это была не плотная дорога, а колея на пашне, а значит была рыхловатой, да ещё и сырой – идеальные условия для ловушки! Игорь без крыльев кое-как дотащился до посадок, а мы, вооружившись палками-ковырялками, шли в режиме "метр идёшь – чистишься". Спасибо Игорю, что вернулся и помог Саше, а я, чуть не надорвав пупок, еле-еле доволок вел до посадки, просто таща его за собой. Какие-то двести метров вымотали меня до изнеможения, и снова захотелось отдохнуть. Но вдоль посадки и правда обнаружилась дорога, и мы чистим велы и продолжаем наш путь.

Покрутившись в посадках, и испытав на себе силу ветра с разных сторон наших тушек, мы подъехали к оврагу, больше похожему на небольшой лес. Предполагалось проехать его возле реки, но это оказалось невозможным из-за крутизны оврага. Его стоит иметь в виду, как место возможной ночёвки в будущем, но сейчас нам пришлось его покинуть и объезжать по верху. Скоро после оврага начиналась населёнка (Викторовка). Здесь мы набрали воды в источнике у дороги, а еще в дальней части деревни на Сосну открывается хороший вид.

После небольшого асфальтового прогона по мосту через овраг попадаем в село Калинино. Здесь у нас культпрограмма из храма и уникального автомобильного моста. Саша нам зачитала материалы, потом мы пешком погуляли по мосту, перекусили, затем съехали под мост на берег и, проехав с полкилометра, снова поднялись в Калинино, и посетили мемориал Поликарпову, которому здесь установлен бюст.

За Калинино начинаются поля, и заканчивается орловщина, и, как обычно, на границе областей дороги не очень.  Вот и тут грунтовая колея превратилась в слабо накатанную травяную, да ещё ветер решил взяться за нас по полной. Ехать было тяжело, и мы, сжав зубы, крутили и преодолевали, понемногу растягиваясь. Скоро перед нами появился небольшой, заросший кустарником овражек, в котором мы решили передохнуть, а заодно и пообедать. Кустарник неплохо защитил нас от ветра и обеспечил топливом, а что может быть лучше в такую погоду, чем костерок и горячий чай.

После обеда сил прибавилось, но впереди снова поля и луга, а ветер стал ещё холодней. И только изгибы реки и профиль берега облегчали нашу участь.

Сергиевка запомнилась суровым тягуном и видами.

"Пальмы" в Сергиевке

виды от Сергиевки

После Сергиевки снова поля и кое–где даже дорогу перекопали.

В этом месте мы услышали какой-то писк и остановились, высматривая источник звука, благо Саша отстала, меняя аккумы. Источником оказалась не птица, как мы подумали, а сурок, верещащий с кочки.

А вот
с этой фотки начинается история нашего будущего похода.

Ближе к Чернаве горки пошли совсем уж крутые, а дорога, как назло, повторяла весь профиль холмов и оврагов. В какой-то момент дорога впереди как-то истаяла, и мы, не рискнув ломиться берегом в разведку, снова заталкиваем велы в гору и едем через населёнку.

В Чернаве мы посетили разрушенную мельницу с плотиной, сгоняли через мост к орлу, наконец-то нашли хороший магаз (в отличие от прошлого раза), где хорошо закупились на ночёвку, затем набрали воды в источнике и, проехав по остаткам плотины через Большую Чернавку, углубились в село.

Здесь трека у нас не было, и предполагалось объехать населёнку рядом с трассой, как в прошлый раз, но Саша своим паучьим чутьём навыком опытного ориентировщика провела нас задворками посёлка, ближе к реке, ни разу не заведя в тупик.

Уже за Чернавой на трассу всё же пришлось выехать, но в этот раз, часть трассы после реки Ясенок мы променяли на грунтовый перелаз, замеченный, но не разведанный нами ещё два года назад. Перелаз был тяжёлый, но зато привёл нас на окраину леса, в котором мы и планировали ночёвку. Лес был лиственный, светлый, уютный и с обилием топлива. Оставалось мечтать только о купалке, но в такой холод это не критично.

Остальные фото этого похода можно посмотреть в альбоме.