13.06.2023 День 4. Касторное - Мценск

Предыдущий день

Сегодня с утра жарило солнце. Это был первый день похода с солнечной погодой. До этого дожди, облака, постоянный мордник. А сегодня даже намазались солнцезащитным кремом!

Через пару км добрались до устья Кшени. Тут тоже стоянок нет, только один сход к воде. Сегодня весь день будем ехать вдоль Кшени.

По автомосту перебрались на другой берег. Хотели сразу спуститься к воде, но дорог не было, поэтому немного прокатились по Сергиевскому. Тут есть магазины - продуктовый, хозяйственный, строительный. Но колонок нам не попалось.

Спустились к реке и проверили пешеходный мост - стоит. Может когда-нибудь проедем по нему и на другой берег.

А в этот раз едем левым берегом. Тут хорошая накатанная грунтовка. Проехали местный пляж, а потом начались живописные виды - высокий берег, речка искрится на солнышке, травка зеленая, ивы стоят (правда капали на нас, но это не страшно).

Попутно еще подъезжали к бродам, отмеченным на треке. Все плюс-минус одинаковые. Глубина, кажется, по колено.

В Никольское подниматься не стали, поехали низом. Но вскоре приехали к небольшому броду, я надеялась, что будет мостик, но пришлось идти пешком. Ручей мелкий (около 20см), но ледяной. И грязновато у него, пришлось ноги отмывать.

До карьера тоже хотели низом проехать, но не увидели дороги, надо будет еще разведать как-нибудь. Так что к карьеру и сосновому лесу, где до этого ночевали в 2019, добрались по асфальту. Вдоль оврага по краю поля доехали до леса и тут потеряли тропу. Нам казалось, что была четкая тропа в лесу. Искали её, заплутали, проломились через кусты и все-таки вышли к тропе и карьеру. Но лучше заезжать с другой стороны, чтобы наверняка.

Пора уже было сделать привал, так что расположились на краю и любовались видами. Еще немного подкрепились земляникой.

Уже нормальной дорогой вернулись на асфальт, а после следующего оврага свернули назад к реке. Тут тоже хорошая грунтовка, которая превращается в щебеночную дорогу, а потом и в асфальт в Екатериновке. На перекрестке два магазина. В одном как раз был обед с 12 до 14, так что мы снова пошли в тот, что ближе к реке, в нем же были в 2019. Магазинчик небольшой, но хороший. В ассортименте мороженое, вкусняшки, печеньки, трубочки вафельные, крекеры, рыба, овощи, хлеб ну и все остальное.

Дальше у нас было на выбор два брода. Посмотрели первый, потом второй. Решили пробовать второй (глубина по колено). Тут каменистое дно, лучше идти в тапках. Ребята перетащили все за раз, а я в два захода вел и штаны. После брода свернули на полянку и разместились на обед.

Мы не спеша поели, постирались, помылись (небо начало затягивать облаками, так что надо было ловить солнечное окошко). К тому же у Игоря перед бродом начало спускать колесо. И камера еще не хотела с первого раза клеиться. В общем, обедали часа два.

Полевая дорога уводила нас все дальше от Кшени, а вдоль реки дорог никаких нет, пришлось ехать на восток. А ветер-то как раз восточный! Да еще и вверх ехать и в поле нигде от ветра не спрятаться. И почти 4 км мы уныло крутили против ветра. Устали.

А потом почти сразу повернули назад вниз к реке. Вжух, и мы уже снова у Кшени. Проехали мимо моста. Между собой мы его называли мост-призрак, потому что на каких-то картах он был, а на других нет. Возможно, его периодически смывает, а потом восстанавливают?

мост-призрак

На мост мы только посмотрели издалека, но остались на том же берегу. Тут нас ждало приключение (ну правильно, ведь это снова граница областей). Предстояло найти дорогу через большой овраг. Прямо было поле вообще без намека на колеи, так что мы немного поднялись и поехали краем березовой посадки.

В конце посадки сверилась со спутниковой оффлайн-картой (теперь всегда качаю перед походом, т.к. связи в таких местах тоже обычно нет) и повернула к реке. По травке проехали к краю оврага.

Точнее даже не по травке, а среди ковыля, который заполонил луг и волнами колыхался на ветру.

На краю оврага нам открылся великолепный вид на долину. Мы даже не сразу вспомнили, что надо искать дальнейший путь, а просто стояли и любовались.

Появились какие-то старые колеи. По ним по склону оврага спустились вниз. По дороге правда была незапланированная остановка - на земляничной поляне.

А дальше плановый трек шел вдоль берега, но мы поняли, что там нам точно не пройти. Внизу какая-то вода, грядки с саженцами каких-то кустов.

Поднялись на другой склон оврага по размытой колее. Уперлись в посадку молодых сосен. Почему-то мне показалось, что надо огибать её справа, но это была плохая идея, т.к. по краю сосен росли какие-то колючки и шли большие кочки. Метров 500 мы продирались через них, прежде чем вышли на полевую дорогу. К этой же дороге мы бы выбрались и слева. Даже если там тоже есть колючки, то расстояние меньше. В следующий раз стоит там идти.

Наконец, нормальная дорога! Можно отдохнуть.

Вскоре добрались до поворота на высоту Огурец. До мемориала ведет асфальтовая дорога. Вдоль аллеи стоят информационные щиты с историей этого места. В центральной части землянка (дот?), памятник из всяких частей орудий и что-то вроде часовни с фотографиями людей. Не знаю это участники войны или местные жители.

Осмотрев высоту и перекусив, двигаемся дальше, в Ломигоры. Спуск к безымянной речке и подъем. В это же время начал накрапывать дождь. Где-то впереди была черная туча, а нас только краешком зацепило. Еще и эффектно въезжали в радугу на подъеме.

В деревне искали воду на ночевку. Ничего не попадалось, поэтому остановили местную женщину. Нам повезло, она как раз шла к колодцу. Мы уже собирались пойти за ней, но оказалось, что колодец охраняют несколько ульев пчел, поэтому женщина оставила нас стоять у дороги, а сама удалилась с ведром в кусты. Расспросили её про колонки. Оказывается, сейчас стали много денег брать за их обслуживание, поэтому люди делают себе личные скважины. А этот колодец один на деревню. Где-то еще есть родник, но так и не поняла где.

Пока нам наливали воду, Игорь и Леша снова клеили камеру. Сначала грешили на некачественный клей, но и замена клея на другой не помогла. В очередной раз осмотрев покрышку, все-таки нашли крохотный осколок стекла, который каждый раз дырявил свежезаклееную камеру. Разобрались с колесом, поблагодарили добрую местную жительницу и поехали.

Полевыми дорогами добрались до брода через очередной безымянной приток Кшени. Тут у нас было два варианта проезда, и, так получилось, что Леша поехал одним берегом оврага, а мы другим.

И он, и мы преодолели брод в седле. А дальше ехали по окраинам Петровского, но с разных сторон. С нашей стороны была накатанная грунтовая колея вдоль полей. В итоге она вывела нас к хозблоку, ангарам. Через них выехали на асфальт и остановились на остановке у пересечения треков.

Ждем Лешу, а у остановки женщина ходит. Спросили не видела ли еще одного такого же как мы. Не видела, но стала уже нам задавать вопросы - вы откуда и куда. Говорим, до Мценска. Она не знала где это (ну как обычно). А все потому что мы же обратно в Липецкую область вернулись, а Мценк в Орловской.

Минут через 5 подъехал Леша. Причем не с той стороны, откуда мы его ждали. Сказал, что у него была хорошая, ровная и накатистая грунтовая колея, вполне подходящая для исключения населёнки, но где-то в середине он переехал овраг, чтобы совсем нас не потерять, и остаток проехал как мы.

Небольшой асфальтовый прогон (планируем его объехать в следующий раз), после которого сворачиваем в поля к реке. По ветру шустро докрутили до моста, а после него свернули в поля на место предполагаемой ночевки.

Я решила повторить успех ночевки на Олыме, и присмотрела похожее место на Кшени. На спутнике было видно дорогу, идущую прямо к реке. Ну точно там должно быть хорошее место со сходами!

Через 4 км мы были у реки. Прокатились вдоль берега в поисках стоянки. Но это был провал! Оказалось, что люди ездили сюда не на рыбалку, и не купаться, а на покос и к водозабору для полива полей. Ни одного нормального спуска к реке! Ну ехать куда-либо еще уже поздно. Надо хотя бы найти место для палаток. Заехали на большую поляну, прикрытую от дороги кустами. Она была вся в воронках. Кто-то песок копал?

Долго искали ровные места под палатки, под костер.

В итоге разместились, даже кое-как помылись, черпая воду из реки. Ужин сегодня был экспериментальный в виде борща с булгуром и соевым мясом. Послушали немного летопись и пошли спать.