09.09.2023 День 1. Осенний гастротур (Касторное - Спасское)

В этот раз вопрос, куда поехать стоял особо остро. Над несколькими вариантами долго спорили, рисовали треки, но определиться всё никак не могли. Даже билетов купили три комплекта.

Определились лишь накануне в четверг: это будет полировка, работа над ошибками и ликвидация пробелов. Объединили две темы с хвостами, немного поспорили над финишем (старт выбрал себя сам, из-за ошибки покупающего билеты), последний раз посмотрели прогнозы, черканули в телеге и...

В поезде мы быстро позавтракали, собрались и выдвинулись к велам в багажный. Нам хоть и предстояло пройти три вагона, но это оказались сплошь купе, и мы пришли на позицию выброски слишком рано. Зато пока подъезжали, стоя в тамбуре и глядя в окно высмотрели как знакомые по июню места, так и ранее незамеченные нами грунтовые тропинки вдоль путей, по которым и решили выбираться из Касторного.

Утро, платформа, сборы. Совсем не жарко и ветрено, прям по-осеннему. Зато без дождя! Как же хорошо стартовать без дождя! (хотя прогноз и не исключал чуууть-чуть капель).

А ещё в этот раз не наматывается со старта чернозём. Проскочили переезд и сразу уходим в грунты, которые в июне были нам недоступны - космотуризм, разведка, вотэтовсё. Прокатились по жд "долине", перетащились через пути, перевалили старую насыпь.

Проверили мост на той же насыпи на предмет воспользоваться. Не, по такому не пойдем. Брод тоже не актуален, значит тему закрыли.

Вернулись к жд, и так, краем насыпи и вдоль путей, доехали до вокзала (да, в Касторном их три). Здесь, несмотря на желание ехать дальше по увиденному из поезда, сворачиваем на асфальт - надо набрать воды и заехать в магаз (обнаружилось, что в августе были потрачены все запасы туалетной бумаги и даже свежезакупленная подошла к концу).

Залились в знакомой с июня колонке, заглянули в сетевик, где покормили котика, и всё, скорее к грунтам!

Последней преградой стал брод на выезде из населенки, но, чуть подмочив по одной ноге, мы справились и с ним. Прощай Касторное, привет грунты!

Сперва заехали на июньскую стоянку, где поискали наше кострище, пофотали виды для "было-стало" и немного разделись - как раз в это время тучи разошлись, и стало по-летнему тепло, а место было защищено от ветра.

Остатки костра

Где-то тут стояли палатки

По старому треку перетащились через пути и вылезли в поле. А тут как будто ничего и не изменилось с июня: всё те же тучи, холод и треплющий ветер в лицо. Настроение немного упало - а как же бабье лето и золотая и непременно теплая осень?

Но впереди полно приключений и они греют душу.

Вот, например, разрушенная плотина на пруду. Догадываясь, что ничего нам не светит, всё равно прёмся запечатлеть изменения. А они есть: вода намыла себе какую-то преграду, и прудик кое-как наполнился, а значит непроходим. Фотаем, ищем глазами место нашего мостика. Видим кучу палок, но, вроде даже, не на том месте.

Тут больше нечего делать, разворачиваемся - ещё в тот раз приметили колею вдоль ручья. Потыкавшись в тупиковые отворотки к рыбацким стоянкам, доезжаем-таки до моста через ручей и двигаемся обратно к плотине.

По ощущениям объезд пруда по времени вышел столько же, сколько постройка моста в июне. Подъезжаем к плотине с обратной стороны и встаём на трек.

Следующее приключение это ручей в кустах. Кирпичи, уложенные Игорем, кто-то раскидал, и нам снова пришлось их укладывать для сохранности сухости ног.

На поле за ручьем происходило странное: стояла какая-то техника и подъемный кран. Стройка? Нет: краном грузили химикаты-удобрения в сельхоз технику. По слабой колее вспаханного поля доезжаем до насыпи, а вдоль неё встречаем первые за поход яблоки. Пробуем, но они не очень.

Оптимизированный трек идет по насыпи, не сворачивая в поля - еще немного экономии времени. В Михайло-Хлюстино снова новый трек: не едем ближе к реке в пашню, а ищем дорогу за деревню. Дорога нашлась, но какая-то она ненакатанная - урожай убрали, а пеньки остались.

Вдоль посадки спускаемся к пруду.

Кстати, в этот раз мы поменялись обязанностями - Леша стал ведущим, а Саша -  фотографом. И вот у пруда наша группа чуть не разделилась. Новый ведущий поехал налево, но старый ведущий по памяти выбрал правильное направление - направо.

Проехали пруд через плотину, въехали на насыпную дорогу через поле. А вдоль неё растут яблони, обильно усыпанные урожаем. Тут уж мы разгулялись! Ходили от дерева к дереву, дегустировали, сравнивали. Три сорта так понравились, что набили ими рюкзаки, как будто в последний раз видим яблоню. Как потом оказалось, мы были правы: яблони хоть и были, но такого вкусного сорта уже не встречалось.

Предтечевку в этот раз проехали по задам. Тут ветер стал пронизывать нещадно, и мы начали замерзать. Останавливаемся надеть еще слой.

Но едва выехали за пределы населёнки, как увидели отличное место для обеда, тем более время было подходящее. Поворот дороги, лужайка, кусты-деревья вдоль оврага. Тут и дрова, и защита от ветра. Без ветра стало прям тепло, снова начало проглядывать солнце, а костёрчик добавил тепла и уюта. Салат, чай и мамина сырная лепёшка, разогретая прямо на углях до хрустящей корочки. Ммм..

После обеда снова холодно - кусты уже не защищают от ветра, а у нас как раз пошли открытые места.

После Воздвиженки пересекли Олым по мосту, подивились на редкий в этих краях сосняк, проводили взглядом место июньского перекуса (еле узнали -  всё почистили-попилили), и через населёнку спустились в живописную долину к мостику.

После подъёма в Большовку по асфальту переезжаем Липовец и уходим в луга к реке. Здесь очень красивый длинный береговой прогон, встречаются оборудованные стоянки со сходами в воду.

Яблоки не только нас привлекают

Купалка перед Ивановкой

Беседка перед Ивановкой

В Ивановке снова, как и в июне, не решились на двойной брод и проехали мимо, променяв приключения на унылый асфальт через довольно крупное село.

На окраине толпа гусей хотела напасть на нас. Еле проскочили.

На чуть дальше свернули с трека, чтобы издалека глянуть брод на альтернативном треке. В броде тусила еще одна стая. Только что познакомившись с местными гусями, мы подумали, что пробиться через охраняемый брод, да еще и в их стихии, у нас могло и не получиться.

В Ожоге попытались пробиться задами, поближе к реке, но грунтовка привела нас на чей-то задний двор. Возвращаемся на асфальт. После Ожоги красивый полевой прогон, оканчивающийся спуском к реке. Здесь на выбор брод и мост, но мы выбрали мост. Вкручиваем в противоположный берег и останавливаемся пофотать.

Дальше идет уютная рыбацкая колея под деревьями. Но чем дальше, тем меньше она накатана. Ближе к броду она заросла очень сильно, но всё же по ней кто-то ездит. Брод и в июне был грязноват, а теперь чистыми из воды выйти вообще невозможно. Да к тому же ледяной - пока отмывались совсем замёрзли.

В начале надо справа идти на островок, там помельче

Зато после брода согревающий подъём. Не стали заезжать ни на место июньского обеда, ни к каменоломням, а сразу поехали в Малые Борки на источник за водой.

Родник снова не сфоткали, только ступеньки. Там купель еще есть

Залили ёмкости, переехали Олым по мосту, свернули в поля к подсолнухам. Дегустируем: урожай ещё не до конца созрел, но мы немного взяли на вечер.

Дорога подошла ближе к реке, где нашлась купалка. Вечер, прохладно, но вода показалась нам даже теплее, чем мы думали. Отмываемся, собираемся и едем искать ночевку.

Купалка раз

Ночевку приметили чуть дальше, в посадках, но перед ней преодолели овражек с грязью. Тут же обнаружилась ещё одна хорошая купалка.

Ручеек в овраге

Купалка два

Посадка оказалась из колючей акации, но для разнообразия решили попробовать, благо сушин было полно. Горела акация очень хорошо, а посадка надежно защищала нас от ветра с поля. В сумерках и ночью на противоположном высоком берегу, наблюдали работу уборочной техники в поле - сейчас горячая пора у аграриев.

Уютная стоянка с мягкой травой, костерок, ужин, теплый вечер... Первая ночевка похода всегда особенная.

А за день до нас (8 сентября) по июньскому треку из Мценска стартовал Слава - вот его итоговый трек. Но ему совсем не повезло с погодой. С самого утра пошел дождь. Пришлось все красоты Зуши обозревать с асфальта и ночевать в гостинице в Залегощи. А в первый наш день уже была нормальная погода, грунты не успели намокнуть, так что Слава поехал дальше по треку и заночевал уже где-то недалеко от Долгого.

Трек

Следующий день

Общие данные похода:

Отчеты по всем дням - по тегу КасторноеСпасское2023

Трек общий

Трек страва

Трек файлом

Фотоальбом (+ фото, которые не попали в отчет)

Достопримечательности (до устья Олыма такие же, как в июньском походе)