09.08.2020 - По полям и лесам. День 2

День 2 (09.08.2020)

Предыдущий день

Проснулись пораньше, позавтракали, собрались и в 9:40 стартовали. Я все-таки не поверила, что реки нет. Ну, думаю, может в темноте не разглядели… Так что мы еще раз покружили у реки, так её и не нашли, и поехали дальше.

Кстати, на выезде с ночевки на дороге наткнулись на чьи-то останки. Даа…местечко-то не безопасное.

Полями едем к загадочной точке «стоунхэндж». По дороге нашли связку шариков. А у меня уже такая традиция-привычка сложилась – в покатушках если нахожу шарики, то обязательно их забираю с собой, чтобы в природе не оставались. И в этот раз также поступила. Днем буду их возить, а вечером в костре сожжем.

Загадочной древней постройкой оказались развалины какого-то сельхоз-здания.  И тут же был коровий пруд. В общем, ничего примечательного. Зря спускались.

Возвращаемся на трек. Тут много коровьих следов, выбираем дорогу, где поровнее и почище. Проезжаем мимо живописного прудика. Было б неплохо в нем искупаться, но его, похоже, тоже коровы облюбовали…

Подъехали к трассе Дон. Тут безбарьерный переезд на другую сторону. Очень нам понравился!

Далее я нарисовала трек через Гурьевский карьер. Проезд по карьерам планировать сложно, т.к. там часто меняются дороги, так что решила разбираться на месте. Идея была по возможности добраться до восточного края, откуда должны были открываться красивые виды. В итоге проезда мы не нашли, обогнули карьер с севера, уткнулись в забор и отправились дальше пешком.

Там была какая-то заброшенная часть карьера с заасфальтированной площадкой и старыми бетонными столбами. Припрятали там велы и пошли пешком. Метров через 100 я напоролась на колючую проволоку. Разодрала штаны и ногу. Заволновалась, а вдруг столбняк сейчас подхвачу. Вон проволока какая страшная ржавая, а у меня ревакцинация так и не сделана еще. Но все обошлось, живая пока.

Прошли немного по карьеру, нашли более-менее хорошее место для наблюдения. Где-то вдалеке ездят «игрушечные» белазы, дробилка работает. Очень интересно за этим всем наблюдать! Эх, жаль в этот раз не взяли бинокль.

Возвращаемся к велам, перекусили и поехали дальше. Теперь едем к точке «каменоломня Лисьи норы». Но что-то мы не сообразили как к каменоломне добраться. На пути у нас появился еще один карьер. Явно новый, не так давно на нем начали разработку, но уже успели перекопать близлежащую дорогу. Мы перетащили велы через канаву, но не знаю, можно ли сейчас там проехать. Может уже забор поставили.

Здесь мы тоже зависли на какое-то время. Наблюдали за работой дробилки. Как экскаватором грузят известняк в грузовик. Как он едет к дробилке и сгружает породу туда. Как на ленте начинают появляться куски известняка, и как они сортируются на 4 кучи.

Вскоре трек привел нас к спуску к Осетру. Посомневались спускаться туда или нет… А, ладно, поехали! Внизу оказалась уютная полянка под раскидистым деревом. Тут же брод (где-то по середину голени) и плотина, повышающая уровень воды до колена, что позволяет окунуться в воду.

Кстати, у меня была идея перебродить Осетр около Бяково, посмотреть каменоломни на другой стороне, а потом перебродить обратно в этом месте. Ну или доехать до моста в Хрусловке, но т.к. уже и так выбивались из графика, то решила этот вариант на потом оставить.

Только мы искупались, как на нас налетела ливневая тучка. В спешке натягиваем тент, прячем все вещи под ним. Ну раз такое дело, то решаем и пообедать тут. Вскоре тучка улетела, мы обсохли и поехали вверх.

Свернули на дорогу к усадьбе фон Мекка. На ОСМ дорога отмечена очень редким пунктиром. Она и правда какая-то заросшая, хотя колеи четко видно. В итоге уткнулись в закрытые ворота. Отсюда лучше ехать направо и заезжать в усадьбу с юга. Мы же решили разведать неприметную отворотку на север. Она еще больше заросла, продрались через крапиву и репейник и выбрались на усадебную дорогу. Опять же, проще заезжать с «черного хода» с юга. А главная дорога к усадьбе завалена деревьями. Туристы без труда ходят пешком между завалов, а нам пришлось продираться с баулами и даже немного пропиливать себе путь.

Преодолев все препятствия, выехали к усадьбе. Здание впечатляет, хотя и сильно заброшено. Непривычная архитектура. Очень интересно рассматривать элементы на фасаде. Заглянули внутрь – там все перекрытия обвалились. Остается только созерцать остатки былого величия – колонны, лепнину, еще какие-то архитектурные элементы, названия которых я не знаю, паркет. На стенах остались рисунки. Это, наверное, уже от детского дома, который тут был в советское время. На викимапии есть ссылка на пост с фотографиями 10-летней давности, когда еще была цела крыша.

Каждый раз, оказываясь в таких местах, очень жалею, что все это гниет и постепенно разрушается, и никому не нужно. А ведь тут такое место хорошее – не зря его выбрали фон Мекки – парк вокруг усадьбы, можно прогуляться к берегам Осетра, красиво. Каменоломни рядом, дом такой интересный. Отличное бы было место для отдыха.

Повздыхав, едем дальше. Кстати, с юга на выезде тоже на дороге огромное дерево лежало, но мы его объехали. Интересно, это его специально повалили или просто некому убрать? А еще там же нас напугал большой слизняк. Лежал на дороге, по которой нам надо ехать, подозрительно похожий на змею.

Пересекаем реку Сухой Осётр. Этот и правда сухой, название правильное. Надо было еще сделать петельку на восток, чтобы проехать по старому ЖД мосту и поглазеть на новый. Но что-то при подготовке я этот момент проглядела.

Пару км проехали вдоль реки, там дорога была хорошей, а потом свернули на юг в поля, и она уже стала кочковатой. Участок пусть и небольшой, но изматывающий. На 31 км выехали на накатанную грунтовку (тут, кстати, хороший лес для ночевки недалеко от станции, если только вас соседство с кладбищем не смущает), а через километр снова свернули в поля. Я подозреваю, что обычно эта дорога хорошая, просто в 2020 её некому было накатывать. Мы ехали в зарослях травы. В ней почти не видно было дороги, хотя колесами чувствовали, что она есть.

Выехали к частному сектору и к пешеходному мосту на станции Венёв. Тут пришлось попыхтеть, чтобы затащить груженые велы наверх. Это вам не переход через «Дон»! Зато с высоты хорошо видно станцию, пути, платформы. Около станции устроен музей под открытым небом. Подробно все осматриваем. Кстати, тут тоже стоит макет паровоза братьев Черепановых. Может, даже одновременно их ставили.

Едем к Красной площади, чтобы расположиться там на лавочке, перекусить и заодно почитать подготовленные материалы о городе. Но, к сожалению, на площади только идет благоустройство, лавочек нет, поэтому объезжаем площадь, смотрим все церкви и храмы и направляемся к выезду из города. На пересечении Свободной и Революционной улиц замечаем небольшой магазинчик и остановку. Решаем съесть по мороженке и запить газировкой.

Я читаю о городе, а тем временем к нашей остановке подъехала газель. Из неё выходят люди и направляются к нашему магазинчику. Разглядываем их. Одежда рабочая, грязная, руки все черные. Решили, что это из полей их привезли, тоже подкрепиться. Уже собирались двигаться дальше, но тут увидели черную тучу. Прикидывали и так, и эдак.. Успеем проскочить или нет. В итоге решили подождать на остановке. Вскоре закапало, но ливень достаточно быстро прошел. Ну теперь точно надо трогаться! Уже 16:30, а нам еще ехать и ехать до ночевки.

Спускаемся к речке Венёвке, на другой стороне городской пляж и сосновый лес (может там и заночевать можно, но на мой взгляд слишком близко к городу). Пересекаем речку по мосту-плотине и поднимаемся наверх. Сверху хорошо видно тучки над Венёвом и куда они идут. Радует, что им с нами не по пути.

А вот по этой дороге я не хотела бы ехать в сырую погоду. Хорошо, что сюда тучки не дошли.

Несемся между пшеничных полей, не забывая любоваться на просторы. Снова вниз, но теперь к Осетру. Тут в деревне Ключевое (почти заброшенной) нас ждет брод. Глубина – по колено, на дне камешки, так что лучше в тапках идти.

На той стороне подзаросшая, но легко читаемая колея. Да и едется по ней хорошо. А тем более нам снова начали показывать обалденные виды. Нам очень нравится!

Спустились – поднялись, едем, глазеем по сторонам. На другой стороне Осетра видно какие-то постройки, огороженная территория, заметили церковь. Думали, что монастырь какой-то, а оказалось, что психоневрологический интернат.

Снова спускаемся к реке, на той стороне видно скальные выступы. Вскоре и на нашей стороне они появились, мы приехали к урочищу Каменная гора. Я рвусь посмотреть все, но на часах уже 19, так что культпрограмму придется до завтра отложить.

А сейчас надо найти родник, который отмечен на карте, и определиться с ночевкой. Тут кроме нас никого нет да и место уютное, но мы не привыкли вставать на самых проходных местах, надо найти что-то поукромнее. Ни с первой задачей, ни со второй как-то не задалось. Родник мы искали минут 10. Крутились вокруг и не могли найти тропинку к нему. Потом все-таки разглядели еле заметную недалеко от места купания. Ура, вода есть. Теперь ночевка. Была мысль перебродить на другую сторону и обосноваться там, но рядом с бродом уже машина стояла, решили не светиться лишний раз. Вернулись к купалке, окунулись, Леша перешел на другую сторону. Там и правда не плохо, но в этом месте выход из воды неудобный, с вещами долго возиться. Так что решаем проехать немного вперед и встать в каких-нибудь кустах, а завтра вернуться к урочищу. Едем, никаких подходящих кустов не наблюдаем, а уже темнеет. Ну тогда за неимением ничего лучше, решаем встать у старой ивы в траве.

Сегодня все работы в лагере идут проще – втянулись. Палатка, костер, ужин. Все готово. Единственное, надо внимательно выбирать место, куда садишься – встречаются муравейники. Хоть и проехали сегодня еще меньше, чем вчера, но день был очень длинный и насыщенный. Посидев у костра, и выпив пару кружек чая, отправляемся спать.

Трек

Больше фото можно в альбоме посмотреть