10.08.2020 - По полям и лесам. День 3

День 3 (10.08.2020)

Предыдущий день

С самого утра небо было чистым, светило солнце. Мы радовались такой хорошей погоде, я до конца просушила тент после вчерашнего дождя, позавтракали, собрали вещи и поехали осматривать то, что не успели посмотреть вчера.

На этом высоком берегу Осетра в XI-XIII веке существовало городище, которое назвали Щучьим по близлежащей деревне. Наверх ведет крутая тропа. Сверху отчетливо видны очертания серповидного вала с проездом посередине. Предполагают, что это была крепость, которая охраняла торговый путь, проходивший по Осетру к Оке и далее. Рядом еще есть деревня с названием Причаль, что тоже намекает на то, что раньше тут было активное речное движение.

Внизу в скалах есть узкий вход – то ли в пещеру какого-то христианского подвижника, который жил под городищем, то ли в тайный ход в городище. Мы внутрь не полезли.

Полюбовались еще раз на виды, открывающиеся с высоты и уютную полянку под городищем, и отправились дальше по треку.

Проезжаем поле капусты, которую чем-то опыляют, заезжаем посмотреть на плотину-мост к Причали.

Далее дорога идет ровненько по границе Тульской и Московской области. Как всегда, у границ областей дорога не очень. Сильно заросла травой. Зато тут сосновые посадки, в которых было бы неплохо заночевать.

Проехали Соколовку – Титеево – Невежино. Где-то накатанная дорога, где-то очень трясучая. И рельеф заметный, т.к. то поднимаемся от Осетра, то спускаемся к Мордвесу, то снова поднимаемся вверх. То заезжаем в Московскую область, то возвращаемся обратно.

Последний раз возвращаемся в Тульскую область, чтобы заехать в усадьбу Давыдовых в Аксиньино. Дорога туда идет через живописные пшеничные поля.

От усадьбы остались только церковь, колокольня и мавзолей. Само здание усадьбы было разобрано еще в 1900г. Церковь имеет уникальный элемент - скульптуру Архангела Михаила, который держит крест. Раньше в поездках нам таких скульптур не встречалось. И еще удивительно, что она до сих пор сохранилась, хотя видно, что церковь и колокольня давно никак не ремонтировались, а наоборот постепенно разрушаются.

Фамильный мавзолей Давыдовых почти разрушен. Говорят, в советское время тут была пекарня.

Колокольня раньше имела три яруса, сейчас осталось два. В одной из стен первого яруса спрятана винтовая лестница, но так просто по ней не поднимешься, т.к. нижние ступени разрушены.

Церковь даже в таком заброшенном состоянии впечатляет. Колонны, круглые окошки, арки, высокие железные двери. Внутри мы обнаружили деревянную ротонду. Тоже выглядит крайне непривычно. Вокруг расположено кладбище. У стен были какие-то старые надгробия, но надписей почти не разобрать. Мы расположились на травке в тени и немного перекусили.

Перед Петрово мы выехали на асфальт, поднимаемся в очередную горочку. Пересекаем «Каспий». После «Дона» он уже не впечатляет.

Впереди в Беляево у нас была отмечена точка «вкусные чебуреки». Мы уже облизывались на них, но, увы, в том магазинчике, где стояла точка, ничего путного не продавалось. Мы вздохнули и поехали дальше. Очень нам понравился скоростной спуск в Беляево. Спасибо тому, кто нарисовал этот трек. Через поля сурепки доехали до Глубокого, где все-таки нашли магазин. Подкрепились и отправились дальше.

До Петровских Выселков асфальт, а дальше снова грунты. Мы уже давно отъехали от Осетра, природа поменялась. Казалось, что просто едем по Подмосковью в какой-то пвдшке.

Через пару часов приехали в Богатищево, сделали закупку и отправились обедать. Выбрали себе местечко на краю поля в тени кустов. Чай, бутеры, салат. Мы расслабились, наблюдали за трактором, который вдалеке вспахивал поле. Еще видно было дорогу к станции, по которой постоянно ездили и ходили местные.

У станции заехали посмотреть на водонапорную башню и здание вокзала.

От Богатищево началась часть трека, которую мы рисовали сами. Времени было 17, еще часа три можно ехать. Каких-то запланированных мест ночевки не было, но нам очень хотелось еще одну ночь остановиться на берегу Осетра, поэтому решили отойти от трека и заночевать на луке, которую я присмотрела на карте.

Проехали немного вдоль жд, а потом повернули к Журавне.

За Журавной выехали на недостроенную дорогу. На викимапии пишут, что дорогу между Журавной и Никольским начали строить еще в СССР, но успели сделать только насыпь до Иваньшево, а потом все развалилось, и было уже до того. Но дорога все еще в хорошем состоянии, мы с удовольствием по ней прокатились.

За Иваньшево проехали живописными грунтами по краю поля. Спустились к первому пруду, где было грязно. Кое-как краешком пробрались, поднялись в поле. Полевой дорогой доехали до следующего пруда и с ветерком спустились вниз к плотине. Хотели было там искупаться, но все сходы в воду были заняты местными, так что мы покрутили дальше, вверх.

После Моногарово продолжились красивые грунты. Дело уже шло к закату, мы наматывали девятый десяток километров, пора бы уже запастись водой. Снова спуск-подъем, и мы сворачиваем в снт "Изобретатель", в котором отмечен родник. Но родника уже нет, на его месте стоит чей-то насос, и воду набрать нет возможности. Мы задумались что же теперь делать, но нас спасли местные дети, которые отвели нас к крану с водой.

По асфальту быстро доехали до Струпны, где посмотрели местную церковь 18в. А дальше устремились к луке искать ночевку.

Т.к. заранее не планировали сюда ехать, найти дорогу оказалось не просто. На осм ничего нет, я кое-как разглядела колею на космоснимках на телефоне. Немного поплутали прежде чем найти правильную дорогу. Ну вот, въезжаем в лес на луке в предвкушении, что сейчас остановимся на какой-нибудь стоянке на берегу. Дорога хорошо накатана, наверное, не зря сюда люди ездят. Время 20, солнце уже село. Начинаем сворачивать на все отворотки к реке, выбираем место для лагеря. Но это все рыбацкие места. Нормального схода в воду нет, ровной поляны для палатки нет, дров тоже. Это совсем не то, чего мы хотели! Так и едем дальше по луке. После очередной неудачной отворотки подъезжаем к лесу. Тут, видимо, уже почти никто не ездит. Все заросло крапивой. Проехав еще метров 50 понимаем почему – на дороге лежит огромное дерево. Иду на разведку. За деревом небольшой участок дороги, идущей в зарослях клена, а за ним снова крапива. Пробираться через неё уже сил не было, поэтому решаем ночевать прямо тут на дороге. Все-равно никто к нам не приедет.

Покупаться не удалось, зря мы так стремились в это место. Ставить лагерь пришлось уже в темноте. Зато с дровами вообще никаких проблем не было. Вскоре уже весело трещал костер, а в кастрюльке варился ужин.

Трек

Больше фото можно в альбоме посмотреть